Вологодским журналистам рассказали, как вести себя в чрезвычайных ситуациях

Как общаться с пострадавшими во время ЧП и самим сохранить спокойствие, рассказали вологодским журналистам в МЧС. Мастер-класс для корреспондентов провели штатные психологи. Это действующие специалисты, которые регулярно выезжают на различные происшествия. Советы полезны не только новостникам, но и всем, кто попал в сложную ситуацию. Некоторые рекомендации — в сюжете телеканала «Русский Север» Екатерины Сипливой.

Обычно они берут в руки карандаш или телефон, чтобы быстро написать материал и рассказать вологжанам о том, что происходит в регионе. Но здесь внимательно слушают и делают пометки не для новой статьи. Газетчики, тележурналисты, корреспонденты информационных агентств областной столицы собрались вместе на мастер-класс от психологов МЧС.

Анна Петухова заместитель начальника пресс-службы ГУ МЧС России по Вологодской области: «Я вижу, как на происшествиях работают журналисты, им тоже приходится работать с пострадавшими, поэтому у нас родилась идея привлечь наших психологов ГУ, чтобы они провели учебно-методическое занятие и рассказали, как правильно работать с пострадавшими, чтобы никого не обидеть, чтобы получить свой желаемый результат».

Потому что, как правило, именно журналисты всегда — в гуще событий. И на них возлагаются сразу несколько обязанностей: профессиональная — выполнить редакционное задание и рассказать о взорвавшемся доме, страшной аварии или пожаре, и человеческая — помочь пострадавшим, утешить, оказать допсихологическую помощь.

Карина Ершова, корреспондент: «Мы довольно редко выезжаем на ЧС, но несколько раз такое было, и самое сложное в моменте — это присоединиться к человеку и задать ему нужный вопрос, здесь мы разобрали, что у него можно спросить, что категорически нельзя говорить. Это очень полезно. И самое важное, что специалисты рассказали нам, как помочь себе, то есть если ты приезжаешь с точки, у тебя тоже стресс и есть методы, которые помогут тебе самой».

Дарья Самодурова корреспондент: «Самое интересное было для меня — узнать, какие опасные реакции есть у людей. Самое ценное — это то, что мы узнали, как правильно реагировать на это всё, и при случае оказать первую психологическую помощь до приезда специалистов».

Например, с людьми, у которых истерика, нужно говорить только короткими фразами и не показывать собственного волнения. Агрессоров лучше увести подальше от других, ведь это состояние очень заразно. При ступоре — можно лишь вызвать медиков. А вот рыдания лучше не останавливать: так человек помогает себе справиться со стрессом. Об этом рассказали действующие специалисты, которые выезжают почти на все ЧП, происходящие в регионе.

Юлия Себренкова, старший психолог-инспектор отдела медико-психологического обеспечения ГУ МЧС России по Вологодской области: «Сложнее всего, естественно, работа с родителями, которые потеряли своих детей. То есть, для меня самым запоминающимся случаем было то, как на горячей линии приходилось работать с мужчиной, у которого погиб единственный взрослый сын, и мужчина набирал постоянно, не хотел верить в то, что это действительно произошло, и придумывал различные причины, почему это не его ребёнок».

И примеры из практики психологи рассказывают регулярно — на занятиях с вологжанами.

Марина Бахтина начальник психологической службы ГУ МЧС России по Вологодской области: «Проект „Научись спасать жизнь“ — это центр экстренной психологической помощи и здравоохранения. Он направлен на то, чтобы нести в массы основы первой помощи и допсихологической поддержки. Потому что когда случается ЧС, рядом с пострадавшими оказываются простые люди, а не подготовленные специалисты».

В основном занимаются со студентами, но работают и по заявкам с организациями. Так следующий мастер-класс проведут для работников «коронавирусной» линии — по основам бесконфликтного общения.