Всех желающих приглашают на экскурсию по Воскресенскому собору

9 декабря в Воскресенском соборе состоялась Божественная литургия с приглашением большого количества гостей, в том числе настоятелей храма разных периодов. Повод очень значимый: в 2021 году собор отмечает 300 лет со дня закладки, 265 лет со дня освящения и 75 лет с момента возобновления богослужений в советские годы. «Голос Череповца» не остался в стороне от юбилейных празднеств. Совместно с краеведом Михаилом Мальцевым журналисты подготовили уникальный проект — экскурсии по Воскресенскому собору.

Журналисты подготовили уникальный проект — экскурсии по Воскресенскому собору
Журналисты подготовили уникальный проект — экскурсии по Воскресенскому собору

Нашу экскурсию мы начнем у спуска к реке Шексне справа от ограды Воскресенского собора. Место это примечательное, так как вплоть до 1905 года в Череповце не было железной дороги и главными воротами в город была Шексна. Булыжная мостовая, ведущая к реке, помнит шаги не только простых череповчан, но и выдающихся посетителей города: императора Александра I, цесаревича Николая Александровича, великих князей, священномученика будущего митрополита Владимира (Богоявленского), святого праведного Иоанна Кронштадтского, игумении Таисии Леушинской и многих других известных людей. Когда-то на этом месте возвышалась красивая арка с надписью: «Господь сохранит вхождение твое». То есть каждый приезжающий в Череповец получал благословение Божие на свое посещение.

Сейчас, к сожалению, триумфальной арки нет, но появились новые символы города. Среди них памятник преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким, установленный в 1992 году, когда праздновалось 630-летие со дня основания Череповецкого Воскресенского монастыря. Иконописные изображения обоих святых похожи, но петербургский скульптор Алексей Архипов отступил от привычных канонов, изобразив преподобного Афанасия старцем-иноком, а преподобного Феодосия — купцом. Тем самым он отдал дань уважения местным преданиям, согласно которым Феодосий первоначально был московским купцом. Именно он удостоился чудесного видения, положившего начало Череповецкому монастырю. Афанасий же получил прозвище Железный Посох по тяжелому посоху, который носил с собой для умерщвления плоти, и являлся, по преданию, очень строгим подвижником.

Слева от спуска возвышается собор, а перед ним стоит высокий крест — памятник землякам, погибшим при выполнении воинского долга в мирное время (архитектор И.Н. Орлов), установленный в 1998 году. Справа располагается дом-музей И. А. Милютина. Местоположение его не случайно. Иван Андреевич отличался крепкой верой, проявившейся в том, что свою работу на посту городского головы он начал с постройки Благовещенского храма Череповца. Окна его кабинета выходили на Воскресенский собор. Иван Андреевич давал свои пароходы для путешествий святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии. Известно, что святой посещал дом череповецкого головы, и уже этим музей привлекателен для верующих.

Ограда Воскресенского монастыря включала в себя не только территорию Соборной горки вокруг храма
Ограда Воскресенского монастыря включала в себя не только территорию Соборной горки вокруг храма

По мнению краеведов, спуска к пристаням в старину не было, он появился лишь во времена существования города. Согласно старинным картам, ограда Воскресенского монастыря включала в себя не только территорию Соборной горки вокруг храма, но и нынешнюю площадь Революции (по-старому — Соборную), а также место, где стоит дом-музей И. А. Милютина.

В монастыре было три храма: дошедший до наших дней Воскресенский собор, двухэтажный Троицкий храм с колокольней (его разобрали около 1947 года) и Покровская церковь, перенесенная в конце XVIII века на вновь учрежденное кладбище (ныне парк Ленинского комсомола). Троицкий собор стоял за Воскресенским (ближе к реке), его колокольня была хорошо видна со стороны Воскресенского проспекта.

Воскресенский собор за 265 лет своего существования неоднократно перестраивался. Наиболее серьезная генеральная реконструкция состоялась через сто лет после освящения, в 1855–1856 годах. Была полностью заменена пришедшая в негодность крыша, в результате чего храм стал несколько ниже. Тогда же были почти вдвое увеличены оконные проемы, которые первоначально были квадратными с круглыми просветами вверху. К 1851 году храм расписали местные художники. В советские годы церковь была обезглавлена, нынешние главы восстановлены в 1990-х годах.

У правой стены храма находятся захоронения протодиакона Владимира Медведева, прибывшего в Вологодскую епархию из Китая, и настоятеля митрофорного протоиерея Виталия Белова. Через дорожку расположены еще три захоронения: иерея Андрея Драмбяна (строителя храма святителя Спиридона Тримифунтского), иерея Валентина Вологжанинова и протоиерея Клавдия Тюрнина. Наиболее почитаемой является могилка иерея Валентина Вологжанинова, при жизни отличавшегося духовными дарами. Молитвами он исцелял даже раковых больных. Верующие и сейчас получают помощь и утешение по молитвам батюшки.

С восточной стороны от храма находилось обширное монастырское кладбище, на котором похоронено немало благодатных старцев обители. В память о них в 2002 году установлен поклонный крест. По одному из преданий, на этом месте когда-то находилась келья преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Слева от храма сохранились дореволюционные надгробия, а за оградой — мемориальное кладбище жертв революции. Здесь когда-то стоял памятник Ленину, перед которым проходили митинги.

Войдем в собор. Первой нам предстанет паперть, устроенная в 1884 году тщанием старосты храма Александра Андреевича Демидова — дедушки Анны Демидовой, расстрелянной в 1918 году вместе с царской семьей. Справа находился придел в честь преподобного Филиппа Ирапского, ныне упраздненный, в нем расположена крестильня.

Своды основного объема собора поддерживаются четырьмя столпами, на которых расположены наиболее почитаемые святыни. На первом столпе справа мы видим самую древнюю храмовую икону, датируемую рубежом XV–XVI веков — образ святителя Николая Чудотворца, перед ним находится частичка мощей угодника. Икона происходит из Николаевской Судьбицкой церкви Череповецкого уезда (бывший монастырь). В Воскресенский собор поступила в первой половине 1950-х годов из деревни Потеряево Шекснинского района.

Самая древняя храмовая икона — образ святителя Николая Чудотворца, перед ним находится частичка мощей угодника
Самая древняя храмовая икона — образ святителя Николая Чудотворца, перед ним находится частичка мощей угодника

Перед праздником одна женщина делала уборку. Когда она начала мыть большую дубовую бочку, вдруг обнаружила на доске, которая служила крышкой, какое-то еле заметное изображение. Знакомые старушки сказали, что, скорее всего, это икона. Но что на ней изображено, рассмотреть было невозможно. Образу отвели достойное место в доме. Со временем на нем проявился лик. К иконе стали приезжать верующие из окрестных деревень. Когда о ней узнали в Череповце, попросили ее передать Воскресенскому собору. В храме образ стал особенно любим и почитаем. Пред ним стали служить молебны и акафисты. Через некоторое время на иконе проявились и клейма с изображением святых угодников Божиих. По молитвам святителю Николаю перед этим образом и сейчас совершается немало чудес.

На том же столпе со стороны окна находится образ трех местных святых — преподобных Кирилла Белозерского, Кирилла Новоезерского и Филиппа Ирапского. А напротив него в простенке между окнами — самый древний дошедший до нас образ местного угодника преподобного Антония Черноезерского. По преданию, святой прошел к месту своего уединения прямо по водам Черного озера, и сейчас даже в ветреную погоду на воде четко видна полоска — следы шагов преподобного.

Со стороны алтаря на столпе находится список со старинной иконы преподобного Кирилла Новоезерского в житии, которого привел в монастырь ангел Господень.

Перед иконами Божией Матери служатся молебны о беременных женщинах
Перед иконами Божией Матери служатся молебны о беременных женщинах

На втором столпе справа мы видим несколько икон Божией Матери, перед которыми служатся молебны о беременных женщинах, при соборе действует специальная школа родителей. Перед этими образами находится частица мощей мучеников Киприана и Иустины. А рядом с клиросом расположена рака преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. К сожалению, точное местоположение их мощей, почивающих под спудом, неизвестно. Но, учитывая древнюю традицию устройства соборных храмов над мощами основателей монастырей, кажется вероятным, что нынешняя рака более-менее точно указывает на место, где почивают святые мощи. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие были и остаются теплыми молитвенниками за наш город, а также за Воскресенский собор и всех молящихся и трудящихся в нем.

Добавим, что в храме имеются частицы мощей многих угодников: Иоанна Предтечи, святителя Антония Вологодского, преподобномученика Евфросина Синозерского, преподобных Александра Свирского, Филиппа Ирапского, Феодосия Тотемского и других.

Печерская икона Божией Матери. В полукружии сверху показано перенесение образа в Череповец
Печерская икона Божией Матери. В полукружии сверху показано перенесение образа в Череповец

Слева на столпе, ближайшем к алтарю, находится еще один особо почитаемый образ — Печерская икона Божией Матери. Характерной ее особенностью является наличие сверху полукружия (навершия киота), на котором показано перенесение образа в Череповец. Возглавляет шествие настоятель храма протоиерей Петр Федотовский — будущий архимандрит Филиппо-Ирапской пустыни Ириней (Орнатский). В монашеском постриге он сменил не только имя, но и фамилию.

История Печерской иконы весьма примечательна. По преданию, в селе Козохте (в 20 км от Череповца) жила некая девица, которая страдала необычной болезнью. Она не могла есть ничего, кроме крапивы. Чтобы не умереть с голода, ей приходилось запасать ее даже на зиму. Девица много молилась Господу и Пресвятой Богородице, чтобы избавили ее от недуга. И однажды в сонном видении получила указание идти в Ярославль и отыскать там забытую чудотворную икону Владычицы. После долгих поисков около 1820 года она обнаружила явленный ей во сне образ в Архиерейском доме под колокольней, написанный на оштукатуренной стене. Помолившись перед ним, она получила полное исцеление от болезни. Впоследствии этот образ прославился многочисленными чудотворениями.

Перед образами Богородицы находится частица мощей мучеников Киприана и Иустины
Перед образами Богородицы находится частица мощей мучеников Киприана и Иустины

Приведенная история получила широкую известность среди жителей Череповецкого края. Многие череповчане стали совершать паломничества в Ярославль, где, прикладываясь к чудотворному образу, получали исцеление от мучивших их недугов. По-видимому, в числе названных паломников оказалась и крестьянская вдова Татьяна из села Степановского. Достоверно известно, что в 1829 году она заказала список с чудотворного образа. Причем сделала это «по обещанию», что дает основания предположить, что женщина получила или надеялась получить помощь от Царицы Небесной после молитвы перед Ее образом. Список Печерской иконы Божией Матери был благоговейно доставлен из Ярославля и первоначально поставлен в Матуринской часовне. А 10 июня 1830 года его торжественно с крестным ходом перенесли в Череповец. Дату выбрали не случайно. 10 июня ежегодно совершался общегородской крестный ход, связанный с другим знаменательным событием — повторным учреждением города Череповца. Как ни значим был первоначальный повод, после 1830 года он отошел на второй план. В конце XIX века установление данного крестного хода в сознании большинства горожан связывалось с перенесением в Череповец списка Печерской иконы. В 1940-х годах чудотворный образ, находившийся в Ярославском архиерейском доме, оказался утрачен, он был практически полностью сколот со стены. Череповецкий список, наоборот, уцелел, промыслом Божиим пережив гонения на веру.

Напротив Печерской иконы Божией Матери находится список со старинного образа преподобного Филиппа Ирапского в житии — как напоминание о том, что в храме когда-то имелся придел угодника, в соборе несколько месяцев почивали мощи святого до перенесения в часовню Филиппа Ирапского, и о том, что в храме служил один из наиболее известных настоятелей Филиппо-Ирапской пустыни.

Старинный иконостас, датируемый искусствоведами XVIII веком
Старинный иконостас, датируемый искусствоведами XVIII веком

Особо хочется упомянуть старинный иконостас, датируемый искусствоведами XVIII веком. Он происходит из Воскресенской церкви села Носовского (Степановского) Череповецкого района. Оригинальный иконостас собора до нас не дошел: его уничтожили в советские годы.

В данной статье названа лишь самая малая часть святынь и достопримечательностей собора. Более подробно мы расскажем о храме и его святынях на экскурсии, на которую приглашаем всех желающих.