Почему дети не умеют играть?

«Внучке Лизе пять лет. Взяла ее летом на дачу: свежий воздух, есть компания сверстников. Но с удивлением заметила: дети сами не умеют играть в сюжетные игры — дочки-матери, магазин… Может, это уже не так важно?» — спрашивает Татьяна Сергеевна.

Опытные воспитатели тоже подметили эту тенденцию — современные дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. А это очень важный момент в развитии дошкольника. Что делать? «Речь» начинает непростой разговор о роли игры в семье.

Современные дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. А это очень важный момент в развитии дошкольника
Современные дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. А это очень важный момент в развитии дошкольника

Своим опытом делится музыкальный руководитель центра образования № 12 Анна Дикаева:

«Только малыш сел поиграть в своей комнате — пора собираться! На английский, китайский, футбол, робототехнику… Остановитесь. Ведь ведущая деятельность у дошколят — это игра. Взрослые об этом часто забывают.

Почему играть так важно? Этот вопрос зачастую ставит родителей в тупик. Многие думают, что игры нужны детям прежде всего для удовольствия, а заодно для тренировки смекалки. Вот и вся польза. Но творческий потенциал в игре действительно развивается. Чтобы разнообразить сюжет или воплотить в жизнь задуманный сценарий, приходится самостоятельно конструировать, лепить, рисовать, вырезать из бумаги.

Еще в игре дети расширяют кругозор. Им постоянно нужна новая информация про объект игры или про выбранную роль, чтобы добиться аутентичности. Все так, но это только цветочки.

Игра — это то основное занятие, во время которого ребенок развивается не только в психоэмоциональном плане, но и как личность
Игра — это то основное занятие, во время которого ребенок развивается не только в психоэмоциональном плане, но и как личность

На самом деле сюжетно-ролевая игра — это то основное занятие, во время которого ребенок развивается не только в психоэмоциональном плане, но и как личность. Именно во время игры формируются и совершенствуются высшие когнитивные функции: память, внимание, мышление, воображение. Все эти психические процессы становятся потом базой для успешной учебы в школе и институте.

Есть и другой принципиальный момент. Играя, ребенок учится контролировать себя. Вживаясь в роль и следуя придуманным правилам, малыш получает возможность активно управлять своим поведением, эмоциями и желаниями. Это иллюстрирует классический эксперимент, когда детей сначала просили просто постоять на одном месте, а потом предлагали поиграть в часового и поохранять суперсекретный объект. Во втором случае выдержка и терпение помогали продержаться на посту аж полчаса.

В сюжетно-ролевой игре на первый план выходят отношения с партнером. И это очень важный пункт. Малыши взаимодействуют только с предметами. А примерно с трех лет детей начинают интересовать уже отношения между людьми. Это и есть главный маркер сюжетно-ролевой игры. Примеряя на себя разные роли, придумывая сценарии для своих персонажей, дети накапливают опыт социального общения и учатся договариваться, а если говорить в более широком смысле, то адаптируются к взрослой жизни.

Ребенку важно играть именно в том возрасте, когда игра имеет определяющее значение в его развитии
Ребенку важно играть именно в том возрасте, когда игра имеет определяющее значение в его развитии

Ребенку важно играть именно в том возрасте, когда игра имеет определяющее значение в его развитии. То есть с нуля и как минимум до 7 лет.

Большинство современных детей играть не умеют. По крайней мере, по сравнению с нашими детскими забавами их игры выглядят очень примитивно. Тому есть несколько причин. Во-первых, у детей объективно стало меньше времени на свободную игру. Это когда они могут играть так, как им хочется. Почему — вопрос уже к родителям. Если ребенок после сада едет на дополнительные занятия, вечером остается только почистить зубы и отключиться под сказку.

Во-вторых, детские игры сильно видоизменились из-за того, что дети все больше отдаляются от реальной жизни взрослых. Они имеют очень смутное представление о том, как устроены наши социальные отношения и весь этот мир в целом. Все потому, что времени на рассказы у взрослых тоже остается мало. Кроме работы, есть же еще соцсети, из которых очень трудно вынырнуть. Вот и приходится детям играть в те сюжеты, которые им понятны и близки. Их они черпают из мультфильмов, порой не самых интеллектуальных. В результате игра обедняется и сводится к бессмысленной беготне или кривляньям без вразумительного сюжета и грамотно построенного взаимодействия между персонажами. И здесь на помощь современным детям должны прийти бабушки и дедушки».

Подготовила Полина Удовиченко