35media.ruТотьма на пять дней стала центром музейной жизни страны

Тотьма на пять дней стала центром музейной жизни страны

Там прошла всероссийская школа «За границами столиц», участие в которой принимали специалисты из разных регионов. А в числе экспертов были представители Русского музея, музея истории ГУЛАГа, авторы нашумевших проектов. Как они оценили разработки тотемской команды, узнавала Мария Суворова.

От экспоната — до выставки, от пустой комнаты — до музейного пространства. Как сделать так, чтобы зритель увидел и понял то, что задумали научные сотрудники. Ответ для каждого проекта будет свой. И его специалисты из разных регионов страны пытались найти. Почти целую неделю — на лекциях и тренингах в Школе музейного развития.

Наталья Хапаева, сотрудник Историко-литературного музея города Пушкина (г. Санкт-Петербург): «Каждый день ты погружаешься на столько глубоко в материал, причем разносторонне, ты можешь подумать над концепцией нового пространства, это очень прокачивает твой мозг, особенно когда ты сам вынужден делать это в своей работе, из самых необычных пространств ты вынужден сделать музейное».

В Тотьме можно познакомиться с историей солеварения и увидеть деревянные солепроводы
В Тотьме можно познакомиться с историей солеварения и увидеть деревянные солепроводы

А в Тотьме как, буквально, на пустом месте создать музейное пространство — знают. Вот пример. Варницы. Здесь на протяжении нескольких веков занимались солеварением. Но до нашего времени никакие постройки не сохранились. И все последние годы на этом месте был пустырь. Пока музей не получил грант. Теперь это благоустроенная территория, гуляя по которой можно познакомиться с историей промысла и увидеть деревянные солепроводы.

Татьяна Грибанова, заведующая филиалом Северодвинского городского краеведческого музея (г. Северодвинск): «Я приехала к вам с Белого моря. У нас тоже есть солеварение, тоже есть соляные трубы, соляные амбары, поэтому Тотьма привлекла нас изначально именно потому, что у нас такое схожее историческое наследие».

В Тотьме знают,  как создать музейное пространство, буквально, на пустом месте
В Тотьме знают,  как создать музейное пространство, буквально, на пустом месте

Мария Правдина, ученый секретарь Тотемского музейного объединения: «У музейщиков взгляд заточен, им нравится предмет, они хотят показать его со всех сторон. Это не всегда воспринимается публикой, потому что понятно, что мы имеем восторг от музейных предметов — ну вон смотрите, вон там в витрине черепочки лежат — а обществу и публике, понятно, что они совершенно никакого экстаза не приносят».

Участники музейной школы — уже шестой по счету, в этом году — специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской, Свердловской, Белгородской, Иркутской и других областей. 19 регионов. Более 70 человек. Изучали тонкости научно-фондовой, выставочной работы, издательской деятельности. Всего того, чем живет современный музей. Сами тотьмичи, например, искали идеи для экспозиции в новом здании.

Сами тотьмичи, например, искали идеи для экспозиции в новом здании
Сами тотьмичи, например, искали идеи для экспозиции в новом здании

Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения: «В этом году у нас одно из ключевых направлений экспозиционное, потому что в этом году перед нами стоит вызов — перемещение части экспозиции в новое пространство — дом купца Холодилова. Даже не просто перемещение, а строительство новых экспозиций».

Это уже не первый вызов для Тотьмы. За последние годы город сделал мощный рывок в культурном развитии. И это не осталось незамеченным участниками школы. Они посетили отреставрированный Дом ремесленника, прогулялись по новой набережной, съездили в родную деревню поэта Николая Рубцова, осмотрели выставки в самом Тотемском музее.

Участники школы прогулялись по новой набережной, съездили в родную деревню Николая Рубцова
Участники школы прогулялись по новой набережной, съездили в родную деревню Николая Рубцова

Татьяна Еникеева, эксперт Школы музейного развития, главный хранитель музея-усадьбы «Кусково» (г. Москва): «А коллектив здесь очень маленький, я вообще потрясена, как этот коллектив может воплощать эти проекты, вот начиная с этой школы, в которой я работаю сейчас, до создания новых экспозиций и выставок, очень современный музей, очень современно мыслящий музей, и это очень важно в нашем мире».

В планах на будущее у тотемской команды — продолжение благоустройства набережной, новые экспозиции, и даже — музей одного стихотворения. Средства на эти проекты в основном — грантовые. На идеи из Тотьмы различные фонды только за последние годы выделили несколько десятков миллионов рублей.