Ванты на Октябрьском мосту начали проверять на прочность

Задача столичных экспертов — обследовать 32 ванты из 128 и вынести свой вердикт о состоянии конструкций. Специалистам в этом поможет уникальная техника, которую разработали индивидуально для череповецкого моста. Подробности — в сюжете «Канала 12».

Первый вантовый в стране мост — Октябрьский, мостостроители возвели в Череповце уже больше 40 лет назад. Ванты для переправы изготовили в Волгограде из особо прочных оцинкованных канатов. Общий вес конструкций — большее 500 тонн, длина — 16 км. Канаты по-прежнему поражают своим масштабом и выносливостью. Последний раз столичные эксперты обследовали их в 2014 году. Пришло время вновь оценить состояние стальных троссов. Главное в работе опытных дефектоскопистов — уникальная техника собственной разработки.

Александр Жернов, ведущий специалист фирмы-подрядчика: «Мы следуя современным тенденциям сделали прибор, которые позволяет проводить дефектоскопию стальных канатов в соответствии с современными стандартами и полностью обеспечить потребителя информацией о состоянии каната, не разрушая его. То есть, как вы здесь видите, канаты выполняют свою функцию, а мы их контролируем.

Задача экспертов — обследовать 32 ванты из 128 и вынести свой вердикт о состоянии конструкций
Задача экспертов — обследовать 32 ванты из 128 и вынести свой вердикт о состоянии конструкций

Дефектоскоп эксперты разработали еще в 1990-е годы, сейчас технику усовершенствовали до самых точных показателей. Октябрьский мост столичные дефектоскописты называют уникальным — ванты расположены друг от друга с минимальным расстоянием. Чтобы их обследовать, на предприятии специально собрали новую модель оборудования. Этот дефектоскоп отличается от всех остальных размером и маневренностью.

Виктор Цуканов, руководитель лаборатории неразрушающего контроля фирмы-подрядчика: «Данный прибор, который вы можете видеть на ванте, намагничивает канат близко к насыщению, и производит его контроль перемещаясь по канату. От его заделки внизу до его заделки наверху. В ходе этого контроля мы можем обнаружить обрывы стальных проволок в канате. Как на поверхности, так и внутри. Потерю сечения каната по металлу, в случае коррозии, истирания каната или других повреждений.

Октябрьский мост столичные дефектоскописты называют уникальным
Октябрьский мост столичные дефектоскописты называют уникальным

Кроме дефектоскопа в обследовании вант немалую роль играют и альпинисты. Два специалиста в экипировке перемещаются по стальным канатам и снимают стяжки — специальные конструкции, которые скрепляют ванты друг с другом. Так техника беспрепятственно сможет пройти весь путь исследования.

Для проведения исследований экспертам приходится перекрывать одну из полос проезжей части. Это необходимо и в целях безопасности, а также для свободного передвижения рабочего транспорта и оборудования. Ограничения временные. Так, например в сторону индустриальной части города они действовали до 16:30.

Работы на противоположной части моста дефектоскописты будут проводить только днем — утром все полосы из Зашекснинского района должны оставаться открытыми для автомобилей. Работать в темное время суток и в дождливую погоду эксперты не будут — не позволяет техника, да и в целом небезопасно. Поэтому все обследование займет несколько недель.

Отчет эксперты обещают представить к концу ноября
Отчет эксперты обещают представить к концу ноября

Виктор Цуканов, руководитель лаборатории неразрушающего контроля фирмы-подрядчика: «Мы еще только начали работы. Что я могу сказать — мы пока не нашли прям критических каких-то повреждений, которые требовали бы немедленной остановки эксплуатации данного объекта. А в остальном — мы все изложим в нашем отчете».

Отчет эксперты обещают представить к концу ноября. В него войдет отдельное заключение по каждому канату. Дефектоскописты рассчитают остаточную прочность и ресурс конструкций. Ванты под мостовым покрытием также исследуют, но уже другим оборудованием. Напомним, в следующем году Октябрьский мост встанет на капитальный ремонт. Сразу после ввода в эксплуатацию нового, Архангельского.