Череповецкий художник поэтапно запечатлевает процесс строительства второго моста через Шексну

Известный череповецкий художник Антон Иоганн поэтапно запечатлевает процесс возведения второго моста через реку Шексну. «Голос Череповца» не единожды рассказывал своим читателям об этом уникальном событии. Уже по традиции мы заглянули в мастерскую к Антону и узнали, как обстоят дела у летописца грандиозной стройки.

Встретились эпохи. Как и прежде, художник пишет мост в гордом одиночестве. Словно охотник, выждав нужный момент, поймав едва уловимое состояние окружающей среды, он отправляется на берег, захватив с собой «ягдташ» — наполненный художественными принадлежностями рюкзачок. Мастер всегда знает, где конкретно предстоит работать. Точку, дарующую уникальный ракурс, Антон может искать неделями.

Этой осенью пространство для поисков значительно расширилось. Природа преподнесла чудесный сюрприз: Шексна, сильно обмелев, оголила берега, а заодно явила миру старую зимнюю дорогу, некогда, еще до возведения Октябрьского моста, соединявшую два берега.

— Это же так удивительно! — восклицает Антон. — Новый строящийся мост — своего рода символ прогресса, доказывающий, что город живет и развивается. А рядом, параллельно ему, внезапно возник из речных глубин (что случается крайне-крайне редко) живой свидетель прошлого Череповца — переправа, по которой можно дойти вплоть до середины реки! В сентябре я уже сделал работу с нового ракурса: на ней запечатлена стройка в погожий осенний день. Огромные валуны, каменные обломки, окаймляющие широкую береговую линию, очень вдохновили меня.

Идет армирование полотна...
Идет армирование полотна…

Назло ветрам. Однако случается и так, что иногда природа преподносит сюрпризы весьма неприятного характера. Так, указывая на масштабную работу, которую он считает своим лучшим творением в репортажной серии на данный момент, мастер вспоминает, как непросто далось ее создание:

— Написал ее весной за три сеанса. И всякий раз, когда ходил на берег, дул ужасно сильный ветер. Мне приходилось совершать настоящие чудеса акробатики, ища тот спасительный угол, при котором холст бы не сдувало, работал чуть ли не в лежачем положении. Находясь в таких весьма непростых условиях, я вспомнил слова вологодского художника Валерия Николаевича Страхова. Он говорил: «Если в процессе написания живописной работы приходится бороться с природой, которая так и норовит помешать осуществить задуманное, если художник противостоит, борется со стихией — картина однозначно получится!» По-моему, у меня получилась.

Совсем недавняя работа, написанная Антоном с оголившегося берега обмелевшей Шексны
Совсем недавняя работа, написанная Антоном с оголившегося берега обмелевшей Шексны

«Я вас знаю!» Работы Антона, посвященные возведению нового моста, в социальных сетях удостаиваются особой похвалы. Люди искренне восхищаются тем, как художнику удалось подметить ту или иную деталь. Под только что выложенным на просторы цифрового пространства этюдом пользователи оставляют комментарии в духе: «Вот это да! Антон, продолжаешь удивлять!»

Как признается мастер, и мостостроители уже узнают его. Практически всегда, завидев где-то там внизу маленькую фигурку трудящегося живописца с этюдником, обязательно приветливо ему машут. Знаки уважения выказывают и члены команд мимо проходящих судов — стоя на корме, машут ему руками, а иногда даже дают громкий гудок! Бывает, подходят жители Заягорбского района и, здороваясь, говорят: «Видели ваши работы в интернете. А мы живем здесь, у стройки… Здорово, конечно, что мост пишете!»

— Как-то раз зимой я нашел хороший ракурс, открывающийся с замерзшей речки, и работал на льду, — вспоминает Антон. — В какой-то момент я заметил, что в мою сторону не спеша направляется рыбак, везя за собой салазки с рыболовным снаряжением. Подходит он ко мне и говорит, улыбаясь: «А я вас знаю!» Честно сказать, я опешил. Всматриваюсь внимательнее в его лицо и убеждаюсь: обознался, мы точно не знакомы. На мой вопрос, откуда же он меня знает, любитель подледного лова уверенно ответил: «Ну как же! Вы тот самый художник, что мост пишет…»

Зимний «репортажный выстрел» со льда
Зимний «репортажный выстрел» со льда

Когда опадет листва. Прямо сейчас Антон трудится над очередной картиной, посвященной возведению новой переправы. Пишет он ее с того самого старого «зимника». Работа панорамного плана. Одна «репортажная» панорама в серии у мастера уже имеется. Она носит название «Навстречу друг другу». Напомним, на ней художник фронтально запечатлел, как две бригады, работающие на противоположных берегах, монтируют огромные конструкции, шаг за шагом приближая момент встречи над фарватером. Новая работа, как уверяет живописец, будет в разы масштабнее и монументальнее. Но пусть ее детали, о которых нам поведал художник, пока останутся в тайне.

— В ближайшее время мне бы хотелось создать работы в более спокойных, монохромных тонах, — делится планами Антон. — Сейчас я жду, когда опадет листва с деревьев. Да, безусловно, многообразие желтых и красных оттенков — это всегда очень красиво. Но на данный момент передо мной стоит задача иного плана — я хочу поймать момент, когда природа «откроется», когда окружающее пространство словно станет прозрачным, оставив мне как художнику лишь небо, огромную мостовую конструкцию и гладь воды.

Антон Иоганн в мастерской
Антон Иоганн в мастерской

До финального этюда. Продолжая речь о творческих перспективах, Антон добавляет, что он обязательно приложит все силы к тому, чтобы создать серию портретов мостостроителей, отдав дань лучшим традициям соцреализма. Ни за что не упустит момент, когда две половинки моста наконец соединятся. Не пропустит заветный день открытия, когда, демонстрируя вековую прочность конструкции, по переправе пойдут колонны многотонных грузовиков… Планов действительно немало. На вопрос, не накопилась ли творческая усталость от рабочего процесса, художник уверенно отвечает: «Нисколько. Я буду писать мост до последнего — без вариантов!» И знаете, мы ему верим!

Иван Крылов, «Голос Череповца»