Какими путями учителя приходят в школу?

«Учитель должен учиться всегда» — эту мысль в той или иной формулировке высказали все наши собеседницы, у которых «Голос Череповца» взял мини-интервью в канун их профессионального праздника. Педагог должен шагать в ногу со временем, тонко улавливая нюансы постоянно меняющегося мира. У каждой из наших героинь свой путь в педагогику и свои наставники.

Так, Татьяна Викторова, которая 40 лет работает в СОШ № 1, в детстве хотела быть похожей на свою учительницу по истории. Педагог начальных классов Ксения Семина мечтала работать в одной школе с мамой — учителем физкультуры. А учитель физики Любовь Туркина настолько влюблена в свой предмет, что получает дополнительные знания по нему и сейчас, спустя 37 лет после того, как прозвенел звонок на ее первый урок в качестве учителя.

Учитель истории и обществознания Татьяна Викторова 1 сентября отметила профессиональный юбилей — 40 учебный год в школе № 1. Общий ее трудовой стаж — 41 год (первый год она работала в Климовской школе).

«В первой школе сегодня я педагог с самым большим стажем, — рассказывает Татьяна Александровна. — В школе я училась хорошо и как-то еще в детстве решила, что обязательно стану учителем. Вопрос стоял только в выборе предмета. И я ориентировалась на мою любимую учительницу истории в Абакановской школе — Веру Владимировну Румянцеву. Я ее просто обожала, в ней восхищало все: как она преподавала нам знания, как общалась с ребятами, как выглядела. Мне хотелось быть на нее похожей, и я поступила на исторический».

Учитель истории и обществознания Татьяна Викторова в школе № 1 работает 40 лет. Фото: Дарья Левашова
Учитель истории и обществознания Татьяна Викторова в школе № 1 работает 40 лет. Фото: Дарья Левашова

Мы не могли не спросить опытного педагога: сильно ли отличается нынешнее поколение школьников от их ровесников из 90-х или нулевых?

«В чем-то есть отличия, но по сути дети остаются детьми в любые времена. У современного поколения просто больше возможностей, — отвечает Татьяна Викторова. — А если судить по моим урокам — что было интересно детям 30 лет назад, то же интересно и современным ученикам. Но раньше в приоритете была история, сейчас — обществознание. Объяснение тому, на мой взгляд, кроется, во-первых, в том, что изменилась школьная программа истории. Сейчас мы проходим материал, что называется, „галопом по Европам“ и зачастую просто не хватает времени на разбор и углубленное изучение каких-то тем. Во-вторых, обществознание многим требуется для поступления в вузы. Поэтому тут со стороны учеников скорее практический интерес к предмету — с точки зрения подготовки к ЕГЭ».

Татьяна Александровна раскрывает секрет: главное — увлечь детей материалом. И здесь работают различные тактики.

«Например, на уроках истории я делилась с ребятами дополнительной информацией о каких-то событиях, рассказывала интересные факты из жизни исторических личностей. Еще важно вовлекать детей в процесс обсуждения, чтобы они отвечали на вопросы: как бы я поступил в той или иной ситуации, какое решение бы принял и как это могло бы изменить ход истории?»

Цепочка поколений, когда ученики идут в профессию вслед за учителем, как это сделала когда-то наша героиня, продолжилась. Многие бывшие воспитанники Татьяны Александровны сегодня работают учителями истории в городских школах.

Татьяна Викторова: «Учитель должен учиться всегда! А у меня такие предметы, которые обязывают следить за изменениями. Многие исторические события трактуются по-другому, вместе с обществом меняется и наука, его изучающая. И даже имея за плечами более 40 лет опыта работы в школе, я по-прежнему готовлюсь к каждому уроку. История и обществознание — такие дисциплины, что если не будет четкой системы, выстроенной схемы, определенного костяка понятий и дат, то можно «уплыть» далеко-далеко… Поэтому я и детей учу умению структурировать большой объем информации. А если говорить о моих наставниках, помню, как ко мне, молодому учителю, приходила на уроки опытный историк, в будущем — директор 20 школы, Марина Викторовна Никитина. Профессионал высокого уровня, очень строгий учитель, у меня даже ноги подкашивались от волнения и страха. А еще помню, что однажды ко мне на урок пришел завгороно Евгений Анатольевич Поромонов. Я тоже очень волновалась, а он потом сказал нашему директору: «Берегите девочку, хороший учитель будет!»

Для учителя физики лицея «АМТЭК» Любови Туркиной нынешний год тоже стал особенным. Она вошла в число победителей ежегодного городского конкурса «Человек года» — за достижения в сфере социальной деятельности.

В 2021 году Любовь Туркина стала победителем городского конкурса «Человек года»
В 2021 году Любовь Туркина стала победителем городского конкурса «Человек года»

«Ну что вы, какая я героиня? Я непубличный человек, не очень люблю рассказывать о себе», — поначалу отказывалась от интервью Любовь Николаевна, но в итоге согласилась ответить на наши вопросы и рассказать о себе.

Выпускница Петрозаводского госуниверситета Любовь Туркина пришла на работу в 29 школу в 1984 году. И задержалась там почти на 20 лет, а потом перешла в лицей «АМТЭК».

«Мне всегда очень везло с хорошим педагогическим коллективом, — говорит Любовь Николаевна. — Помню, какие замечательные коллеги были у меня, молодого учителя, в 29 школе, на них хотелось равняться, перенимать опыт. А в „АМТЭКе“ вообще талант на таланте, причем наши учителя сильны не только в профессии, но и во всех других сферах».

В мир педагогики Любовь Туркину привела физика, которую она любила со школы, и учительница по физике Маргарита Федоровна, которая и привила ученице любовь к этому предмету.

«Наша профессия по типу „человек — человек“ (понятие из профориентационных тестов, где в первой позиции — субъект труда, во второй — объект, на который труд направлен, — прим. ред.), она ко многому обязывает. Учитель всегда должен быть в форме, в теме предмета. Мы должны уметь работать с детьми, находить с ними общий язык, знать, как зажечь их, — рассуждает наша собеседница. — Мой девиз такой: „Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться“. Когда ученик в старших классах показывает классное решение задачи, когда он поймал момент решения, сам увидел и выполнил — это же просто… шик!»

Любовь Туркина: «Я учусь всегда. В прошлом году окончила курсы МФТИ (Московского физико-технического института) по олимпиадной физике и геометрии в физике. В этом году учусь снова — прохожу онлайн-курсы по экспериментальной физике. И учиться мне очень нравится! Совершенства достигнуть невозможно, но нужно постоянно к этому стремиться».

Следующая наша героиня — учитель начальных классов СОШ № 41 Ксения Семина. Она прислала в редакцию очень теплое письмо о своей школе, коллективе, наставниках и, конечно, детях. Журналисты «Голоса…» связались с Ксенией Александровной, чтобы пообщаться лично.

Ксения Семина в детстве мечтала стать учителем, как мама. Мечта сбылась
Ксения Семина в детстве мечтала стать учителем, как мама. Мечта сбылась

«Я с детства хотела стать учителем, вся мебель дома была помечена мелом, — улыбаясь, вспоминает Ксения Семина. — И когда-то я представляла, что мы с мамой, а она учитель физкультуры, будем работать вместе».

И обе мечты маленькой девочки исполнились!

«Я всегда очень хотела работать именно в 41-й школе, слышала очень теплые отзывы от тех, кто в ней трудился. А тут так совпало, что мы переехали в дом по соседству со школой — она была видна из моих окон. В 2018 году меня приняли на работу, а через два года я привела сюда и мою мамочку! А это ли не счастье — работать вместе с мамой в любимом коллективе, с заботливой и понимающей администрацией! Видеть горящие глаза учеников и заинтересованность родителей в жизни своих детей, класса, школы!»

В 41 школе, говорит Ксения Александровна, работают мастера своего дела, люди активные и целеустремленные:

«Наши учителя участвуют в коллективной сдаче норм ГТО, готовят сценарии к различным праздникам и могут мастерски отыграть по восемь новогодних елок за день! А еще педагоги занимаются озеленением пришкольного участка, и в этом нам помогают родители учеников. Для сплоченности классного коллектива очень важны совместные поездки и выходы. И в нашей школе это очень приветствуется! Театры, выставки, поездки в другие города Вологодской области и России, выезды на экологическую практику, экскурсии по удивительным уголкам природы — это неотъемлемая часть жизни нашей школы».

Ксения Семина с гордостью рассказывает, что в «школе русской культуры № 41» более 15 лет существует своя газета «Ладушки», которая прививает детям любовь к печатному слову. «Ладушки» — это и название школьного хора под руководством Юлии Васильевны Махлушевой.

Порядок, четкая и слаженная организация работы учебного заведения — это заслуга администрации.

«В нашей школе грамотные и профессиональные руководители — директор Альбина Валерьевна Сорокина и ее заместители Любовь Леонидовна Чарикова, Марина Владиславовна Николаева, Ольга Владимировна Левинская».

Ксения Семина: «Мой главный наставник и пример для подражания — заместитель директора по научно-методической работе Любовь Леонидовна Чарикова. Это человек, который предан своему делу, всегда придет на помощь, решит абсолютно любую проблему. Зажжет огонек в сердцах учеников, родителей и учителей. К ней все спешат за мудрым советом и поддержкой. Благодаря Любови Леонидовне я по-настоящему полюбила свою работу в школе, переосмыслила ценность человеческих отношений.

Я учусь… у моих любимых учеников. И дети, на мой взгляд, лучшие учителя. Они многому могут научить. Прежде всего — добру, ведь дети смотрят на мир другими глазами, не как взрослые. А еще они учат искренности».

Светлана Лысова после вуза вернулась работать в родную Нелазскую школу
Светлана Лысова после вуза вернулась работать в родную Нелазскую школу

В 2021 году в Череповецком районе впервые проводится конкурс «Самый лучший педагог». На момент подготовки этого материала итоги конкурса еще не были известны. Но мы пообщались с одной из участниц — Светланой Лысовой. В качестве визитной карточки процитируем саму Светлану Константинову, которая рассказала о себе в стихотворной форме:

«В детстве я была активной,

Энергичной и спортивной,

Так что удивленья нет,

Почему пошла я в пед.

В институте я училась,

Как дочурка появилась.

С той поры — немалый срок,

Дочка тоже педагог.

И, чтоб меньше было скуки,

Наградила меня внуком.

Хоть уже немало лет,

Пенсионных мыслей нет.

Сердце бьется горячо,

Бьет энергия ключом».

Светлана Лысова в 1992 году окончила Нелазскую школу, а в 2005 году вернулась сюда работать вожатой. Сегодня Светлана Константиновна — классный руководитель 7 класса. Со своими подопечными, а по меркам сельской школы класс довольно большой — 15 человек, педагог проводит много времени. Говорит о моральных ценностях, учит ребят слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Ученики активно участвуют в различных конкурсах, патриотических акциях. Нынешним летом они дружной компанией отправились в двухдневный туристический поход, прошагали 15 километров, ночевали в палатках в лесу.

Светлана Константиновна уделяет большое внимание общественной работе. Под ее руководством в школе был создан юнармейский отряд «Варяг» и первичное отделение общероссийской организации «Российское движение школьников».

«Сегодня я старшая вожатая, куратор „Российского движения школьников“ в нашей школе, а еще совмещаю должность учителя физкультуры, — рассказывает Светлана Лысова. — Я получаю удовольствие от своей работы. Когда приходишь в класс, а ребята смотрят на тебя широко открытыми глазами и ждут чего-то нового, ты передаешь им свои знания, а они тебя внимательно слушают и потом применяют полученную информацию в жизни — это такая радость! Мне нравится с ними общаться и делиться жизненным опытом, говорить не только на учебные, но и на важные общечеловеческие темы. Наверное, заветная мечта каждого учителя — чтобы наши дети выросли хорошими, порядочными людьми. А для этого мы все, родители и педагоги, должны дать им все самое нужное: любовь, внимание, знания. Убеждена, что очень важно воспитать в ребенке любовь и уважение к своим близким, природе, Родине. Может быть, кто-то скажет, что это прописные истины. Но они остаются важными и ценными, как бы ни менялся мир вокруг нас».

Светлана Леонидовна — старшая вожатая, она организует различные мероприятия
Светлана Леонидовна — старшая вожатая, она организует различные мероприятия

Добавим, что дочь Светланы Константиновны Екатерина продолжила педагогическую династию. Она педагог-психолог в Череповецком госуниверситете.

Светлана Лысова: «Главный мой учитель и наставник — это моя мама Антонина Борисовна. Я многое взяла у нее и продолжаю стараться быть похожей на нее. Мама очень сильный человек, она трудяга. Сначала работала бухгалтером, потом на животноводческом комплексе. Всегда была в передовиках, имеет звание „Ветеран труда“. Я учусь у мамы силе духа, стойкости, твердости в достижении поставленной цели».

История праздника

* 5 октября 1964 года в столице Франции состоялась международная конференция под эгидой ЮНЕСКО, на которой был подписан документ «О положении учителей». Документ четко определял статус человека этой профессии, необходимость создания достойных условий труда педагогов.

* 29 сентября 1965 года в СССР был издан специальный указ «О праздничных днях», по которому День учителя предписывалось отмечать в первое воскресенье октября.

* В 1994 году Организация объединенных наций объявила праздник международным. В России была официально зафиксирована дата, и День учителя наша страна стала отмечать вместе со всем миром 5 октября.

Цифры

822 — количество образовательных организаций, работающих в Вологодской области в нынешнем учебному году;

269,5 тысячи человек — количество обучающихся,

143 тысячи из них — школьники.

Сфера образования региона — это:

— 347 детских садов,

— 341 школа,

— 34 колледжа и техникума,

— 7 вузов.

Материалы по теме:

— День учителя отмечают сегодня во всем мире