Как в Череповце учились и учили раньше?
Казалось бы, какая связь между педагогикой и пчеловодством? Но именно учителя когда-то способствовали развитию пчеловодства в наших краях. Не одно поколение россиян привыкло к нынешней системе образования, и потому мы редко задумываемся о том, насколько иначе все было раньше. Причем не только в самом процессе школьного и последующего обучения, но и в подготовке будущих учителей. Как это было, узнавали журналисты «Голоса Череповца».
До 1860 годов образование в России было сословным, то есть учились в основном представители привилегированных сословий — прежде всего духовенства и дворянства. Крестьянам получить образование было не то чтобы совсем невозможно, но сложно.
«В первой половине XIX века практически не существовало системы начального образования, — рассказывает Александр Крицкий, научный сотрудник Историко-краеведческого музея Череповца. — Существовали начальные сельские школы, в основном преподавали там энтузиасты, которым ничего не платили, сейчас бы их назвали волонтерами. Классический пример — Лев Николаевич Толстой, который создал у себя школу, учил крестьянских детей».
То есть «волонтером» мог быть барин, владелец поместья, а мог и кто-то со стороны. Школа размещалась в какой-нибудь свободной избе, туда приходили на занятия дети. Учителю (если им не был барин) приносили что-нибудь из натурального хозяйства — например, вареную курицу, десяток яиц и т. д. Для себя дети нередко брали горшок с кашей, которую ели в перерывах между занятиями.
С начала XIX века существовали уездные училища, которые потом были преобразованы в городские училища, а позже стали называться высшими начальными училищами. Там учились от одного до четырех лет, преподавателями были в первую очередь люди, окончившие гимназии (специальных педагогических учебных заведений не было), они получали зарплату. Эти училища занимали положение между начальной школой и реальными училищами либо гимназиями.
«В гимназии упор делался на гуманитарные дисциплины, на изучение современных иностранных и классических языков, — объясняет Александр Викторович. — Обычно изучали немецкий, французский плюс латынь и древнегреческий. Люди, окончившие гимназию, имели право поступать в университет и другие высшие учебные заведения. Реальное училище давало такое же по статусу образование, но там больше внимания уделяли точным дисциплинам — математике, физике и так далее. Они не изучали классические языки. Выпускники реальных училищ не могли поступать в университеты, но могли поступать, например, в институты (обычно поступали в те институты, которые сейчас зовутся политехническими)».
В 1863 году в Череповце решили создать Мариинскую женскую гимназию. В 1869 открылось Александровское техническое училище, сейчас это Череповецкий лесомеханический техникум.
Министр воспротивился. Вообще, 1860 годы — время широких реформ: отменено крепостное право, проведены военная и земская (появление земства) реформы. Земство было заинтересовано в том, чтобы развивать свою территорию, но сделать это невозможно без грамотных людей, а таковых было немного: дворянство и духовенство составляли весьма небольшой процент от населения. Требовалось учить крестьян. Однако катастрофически не хватало учительских кадров, равно как и учреждений для подготовки учителей.
«Поэтому в 1875 году в Череповце, уездном городе Новгородской губернии, была создана Череповецкая учительская семинария, — продолжает Александр Крицкий. — В Новгороде уже была трехлетняя мужская земская учительская школа, она называлась Александровской. Но учителей было мало, поэтому решили построить еще одно учебное заведение, и выбор пал на Череповец. К слову, первоначально была задумка создать женскую учительскую семинарию, но министр народного просвещения воспротивился, потому семинария была мужской».
Череповецкая учительская семинария просуществовала до 1919 года. За это время она подготовила около 600 учителей. Здание ее располагалось на Александровском проспекте — нынешнем проспекте Луначарского; оно не сохранилось. В деревянном здании было два этажа. На первом размещалась квартира директора, класс гимнастики и пения и одноклассная начальная школа, причем школа была показательная, то есть в ней, в этом классе, практиковались учащиеся семинарии. На втором этаже были классы, актовый зал и библиотека.
Поскольку семинария готовила учителей для начальных сельских школ, помимо педагогического образования (в списке дисциплин были арифметика, русский язык, история Отечества и знакомство с всеобщей историей, а также Закон Божий) семинаристам давали много практических сельскохозяйственных знаний.
«Город подарил семинарии 9 600 квадратных сажен земли — это более 10 га — рядом со зданием, чтобы практиковаться в сельском хозяйстве. На этой территории разбили фруктовый сад и огороды, сделали пасеку — пчел выращивали. Интересно то, что после окончания семинарии каждый выпускник, уезжая на место работы по распределению, получал по одному улью с пчелиной семьей. Но через два года они должны были улей с пчелами вернуть обратно (к этому времени учителя, как правило, уже обживались новыми ульями и пчелами — прим. авт.). Это способствовало развитию пчеловодства в Новгородской губернии, его очень сильно развили в этом крае».
8 рублей в месяц. В семинарии были столярные мастерские, где семинаристы изготавливали наглядные пособия для учебы, которые затем также увозили с собой в школы. Среди преподавателей был агроном с высшим образованием. То есть выпускники были подготовлены к сельской жизни и даже могли давать крестьянам некоторые советы.
Учебный год в семинарии длился 10 месяцев. Сначала обучались три года, с 1908 — четыре. Ежегодно поступало от 21 до 48 человек. Например, в 1875 году поступило 22 человека: десять — из духовенства, девять — из крестьян (школы уже были не такими сословными, больше крестьян стали учиться), два — из чиновников (дворян), один — из мещан. Конкурс был два человека на место. Учеба в семинарии, в отличие от учебы в училищах и гимназии, была бесплатной, более того, семинаристам выплачивали стипендию — 8 рублей в месяц, а затем, в годы инфляции, ее увеличили до 15 рублей. Правда, большая часть суммы уходила на оплату жилья: общежития не было, семинаристы снимали квартиры. На квартирах обычно жили артелями, по 4 — 8 человек, и еще доплачивали хозяйке, чтобы она для них готовила, стирала и т. д.
В сельской начальной школе (к слову, она была бесплатной, обучение обычно длилось три года) изучали русский язык, арифметику и Закон Божий. В уездном/городском/высшем начальном училище уже изучали и другие предметы, например литературу. После такого училища можно было поступить в учительскую семинарию. После семинарии можно было поступить в институт или университет, но уже платно.
Напоследок любопытный факт. В 1856 году в Череповце проживало 2 700 человек, в 1895 — 4 000, и из этих четырех тысяч 800 учились, то есть каждый пятый житель города находился в процессе получения того или иного образования. Череповец по уровню грамотности превосходил многие губернские города, учебных заведений было много. Кстати, уже в 1897 году в Череповце было 7 000 человек, то есть за два года население увеличилось чуть ли не вдвое.
Дальнейшая судьба учительской семинарии
В 1919 году на месте семинарии возник педагогический техникум, в 1937-м его преобразовали в педагогическое училище. Последний выпуск училища был в 1940 году (недоучившихся перевели в белозерское и устюженское педучилища). Потом появился Череповецкий учительский институт; он не давал высшего образования, готовили здесь в основном учителей начальных классов. В 1954 году его преобразовали в педагогический институт (высшее образование, подготовка учителей разных профилей), который в 1996 году вошел в состав Череповецкого государственного университета.
Материалы по теме:
— День учителя отмечают сегодня во всем мире