Чем привлекает профессия педагога?
В этом учебном году на работу в сферу образования Череповца пришли более 90 молодых педагогов. 58 трудоустроились в школы, 30 — в детсады, три преподавателя пришли в учреждения допобразования. Чем же привлекает молодых профессия педагога?
Почти все молодые учителя, пришедшие работать в школы города в этом году, это выпускники череповецкого госуниверситета. Для сравнения, по информации городского управления образования, 1 сентября 2019 года в школы и детские сады пришли 76 молодых специалистов, в 2020 — 74. Неужели профессия учителя привлекает все больше молодежи и становится престижной? Что же привлекает девушек (а именно они в основном и идут учиться на профессии педагогического профиля): меры соцподдержки, стремление реализовать свой талант или получить общественное признание?
«Речь» задала эти вопросы выпускницам ЧГУ, пришедшим работать в школу в этом сентябре.
1. Любовь к детям
С Жанной Барцевой наши читатели уже знакомы. 1 сентября, выпускница ЧГУ, учитель начальных классов, она пришла работать в 1 «З» класс в начальную общеобразовательную школу № 39. Жанна Руслановна рассказала нам, что выбрала профессию учителя, потому что мечтала об этом с детства и потому что любит детей. Хотя престиж профессии учителя, как считает молодой педагог, все-таки в нашем обществе сейчас не очень высокий: во многих школах города большая нехватка учителей, а это подтверждает отсутствие интереса молодежи к профессии.
«Знаю не понаслышке, что учитель — очень трудная и ответственная профессия. Чтобы выбрать ее, нужно любить детей, и это главное! Еще иметь желание развиваться в педагогической деятельности, получать от этого положительные эмоции, а для этого нужно хорошо потрудиться. Поэтому нынешняя молодежь не заинтересована в данной профессии. В наше время молодежь все чаще стремится к „легкой“ работе, именно работе, а не профессии, так как многие направления профессией и не назовешь. Большинство мечтает пойти туда, где не нужно прикладывать много усилий, но при этом можно получать достойную заработную плату, — считает Жанна Барцева. — Для меня есть еще несколько причин, почему все-таки стоит попробовать себя в роли учителя. Это постоянное движение, активная работа, саморазвитие, постоянное общение с детьми и с опытными педагогами, имеющими стаж. Это выход из зоны комфорта, потому что на уроке могут случаться разные ситуации, и, конечно же, наработка жизненного опыта. Каждый день ты не только учишь, но и учишься чему-то сам. Также большим плюсом отмечу поддержку государства на первых порах в виде различных доплат, которые позволяют встать на ноги молодым специалистам после окончания учебного заведения».
2. Желание развиваться
Дарья Чегодаева, тоже выпускница ЧГУ, пришла на работу в школу № 5 имени Е. А. Поромонова. Она учитель начальных классов и классный руководитель 1 «В». Дарья Михайловна говорит, что выбор на пятую школу пал не случайно: об администрации школы и опытном коллективе учителей много хороших отзывов, и немаловажно, что школа располагается близко к месту проживания. После первого месяца работы в школе молодой педагог поняла, что сделала правильный выбор.
«У меня только положительные эмоции: дети в моем классе старательные и трудолюбивые, коллеги — мастера в своем деле, администрация отзывчивая», — говорит Дарья Чегодаева.
Главной причиной, почему девушка выбрала профессию учителя, она называет возможность постоянно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
«Одной из важных причин выбора профессии учителя является наличие профессионального роста и личностного развития. Работа с детьми приносит удовольствие, так как мне нравится их учить чему-то новому, организовывать их деятельность. Каждый день, проведенный в школе, для меня особое событие, потому что дети усваивают новый материал, с каждым днем становясь чуточку умнее, — считает Дарья Михайловна. — Работа в школе и мне самой дает возможность узнавать что-то новое, осваивать навыки и знания, необходимые для проведения эффективной учебной деятельности и для того, чтобы самой развиваться и двигаться вперед. Очень помогает в этом и общение с опытными коллегами, с которыми можно поговорить на любую тему».
3. Педагогика — это призвание!
Елизавета Мудрова после ЧГУ пришла работать в Центр образования № 29. Она преподает русский язык и литературу в трех пятых классах и восьмом коррекционном. Как говорит Елизавета Романовна, нагрузка у нее большая для молодого специалиста — 35 часов уроков, классное руководство и большой объем тетрадей для проверки. Выбрала для работы 29 школу, потому что там ей понравилась доброжелательная атмосфера в коллективе, условия работы, нагрузка. Ну, а то, что тяжело, — так к этому молодой педагог была готова, потому что профессия учителя предполагает занятость и самоотдачу 24 часа в сутки каждый день.
«У меня был выбор — идти учиться на врача или на учителя. И я выбрала второе. Понимала уже тогда, что это мое и у меня все получится. На практике во время учебы я убедилась, что детям со мной комфортно, а мне комфортно с ними. Да, может быть, работать учителем для молодежи это сейчас не модно и не престижно. Когда меня знакомые спрашивают, где работаю, и узнают, что учителем, все удивляются. Но многие потом восхищаются и говорят, что это благородно, — рассказала „Речи“ Елизавета Романовна. — Мне приятно осознавать, что я могу что-то ценное вложить в детей. Я, конечно, еще только начала работать, но греет душу то, что я получу результат своей работы не только на бумаге, а увижу, как дети взрослеют, умнеют, получают образование. На мне большая ответственность, потому что у меня один из основных предметов и от меня зависит, будут ли дети грамотными и начитанными. Я понимаю, что это не та работа, на которую идут за большими материальными благами. Чтобы быть учителем, нужно очень хотеть быть педагогом, это должно быть призванием».
Материалы по теме: