35media.ruКакие игры победят  стеснительность ребенка?

Какие игры победят стеснительность ребенка?

Неделю назад корреспонденты «Речи» начали разговор о причинах, которые могут повлиять на навыки общения ребенка дошкольного возраста. Сегодня продолжаем этот разговор и отвечаем на вопрос «Как семья может помочь стеснительному ребенку наладить общение?».

Своим опытом делится воспитатель центра образования № 12 Светлана Копылова:

— Специалисты выделяют 12 основных причин, по которым малыш старше 3 лет может закрыться в себе, не идти на контакт. И порой за понятием «стеснительный» могут скрываться серьезные детские травмы и страхи, поэтому взрослым стоит проанализировать прежде всего обстановку, в которой живет ребенок. Шесть причин мы уже назвали.

7. Ребенок стал жертвой психологически тяжелой ситуации в семье. Иногда даже услышанный и не до конца понятый спор между домочадцами (не говорим про серьезные скандалы, развод и конфликты) может стать причиной того, что малыш старше 3 лет ушел в себя. Он переживает и не готов делиться своими чувствами и мыслями даже с самыми близкими, а тем более с детьми и воспитателем. Этот период вынужденного молчания сопровождается большими переживаниями внутри, и если он затянется, то ребенок привыкнет и продолжит отмалчиваться дальше.

8. Нарушены поло-ролевые стереотипы в понимании ребенком мира. Чаще всего это происходит в неполной семье, когда ребенок мало общается: только с одной очень занятой мамой, у которой на первом плане работа, личная жизнь или пагубная привычка. Или когда малыш много времени проводит с бабушкой или дедушкой, которые в силу возрастных изменений в здоровье и психике уже не в состоянии обеспечить ребенку необходимый уровень активности и информации о мире. У такого малыша нет четкой модели поведения, которую он может копировать в общении с людьми вне семьи.

9. Слишком раннее или, наобо��от, слишком позднее попадание ребенка в детский сад, когда его развитие явно или отстает, или опережает общий уровень развития других членов детского коллектива. В этой ситуации прежде всего возникают конфликты с детьми, ребенок отстраняется постепенно и от взрослых. Нам всем хочется, чтобы наши дети были самыми умными и развитыми, но опережать или искусственно тормозить физиологический возраст не стоит.

10. Перевод ребенка из одной группы в другую, из одного детского сада в другой вопреки его настроению, с разрывом «по живому» его личных связей с имеющимися друзьями-подругами. Что и создает проблемы в общении с новым коллективом.

11. Плохое знание ребенком языка, на котором говорят члены его коллектива, или проблемы с речью, произношением.

12. Физиологически обусловленные заболевания нервной системы и головного мозга. Что делать и как помочь? О некоторых способах мы уже писали: снабжать ребенка популярными у сверстников игрушками, ежедневно хотя бы по часу играть дома с малышом, учиться слышать его мнение. Но все-таки самое важное — это не экономить на ребенке свое личное время и не создавать собственных психологически сомнительных педагогических концепций.

Старайтесь чаще выходить в гости к семейным парам друзей, у которых также имеются дети близкого возраста, или звать их к себе в гости. А еще лучше — не просто сидеть за праздничными столами с едой-питьем, а совместно выезжать на природу, рыбалку-охоту, работать на даче, вместе ходить по магазинам, спортзалам, в кафе или кино, выезжать несколькими семьями в отпуск и т. д.

Чем помочь малышу?
Чем помочь малышу?

Можно и нужно иногда брать ребенка с собой на работу, чтобы он видел живые примеры того, как общаются между собой взрослые, и учился подражать им. Чаще выходить всей семьей в общественные места, начиная от собственного двора.

Чаще играйте с ребенком не просто в настольные или развивающие игры, а в шумные и физически затратные: правила обсуждаем дома, пробуем играть дома, а потом выходим на улицу и двигаемся-веселимся на глазах посторонних людей. Постарайтесь отдавать ребенка в такие спортивные секции, где имеет место именно групповая, а не индивидуальная работа: отлично подойдут футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, гандбол, регби, синхронное плавание и т. д. Любите ребенка без условий и сами не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции через слова.

Подготовила Полина Удовиченко, газета «Речь»