"Образы музыки" можно увидеть в Шаламовском доме Вологды

Специалисты Вологодской картинной галереи собирали экспозицию буквально по кусочкам. Журналист телеканала «Русский Север» Екатерина Сипливая увидела выставку одной из первых.

Предаваться своим мечтам герою на картине помогает гитара. Это, пожалуй, один из центральных образов на новой выставке в Шаламовском доме. И не удивительно. Экспозицию подготовили специально для фестиваля «Кружева». Это значимое музыкальное событие в культурной жизни нашего региона. Но оно всё же не только о музыке, скорее, о слиянии искусств, их едином звучании.

Галина Фалалеева, директор Вологодской областной картинной галереи: «Работы действительно звучат. Но они звучат в полифоническом обрамлении, с такими мощными контрапунктами. Потому что представлены с одной стороны — передвижники, а с другой стороны — соцреализм. И это всё в одном зале. И это всё на первый взгляд, когда ты погружаешься в эту экспозицию, тебя несколько обескураживает, может быть, а затем ты начинаешь простраивать концепцию и соединять эти работы».

И понимать, что это, как бы парадоксально ни звучало, единая система контрастов. Без них, утверждают специалисты, не бывает искусства. Все полотна связаны между собой невидимыми смысловыми нитями, для каждого зрителя — своими. Вот, к примеру, картина Константина Богаевского. Прямой отсылки к музыке здесь нет, но мелодия всё же начинает звучать.

Все полотна связаны между собой невидимыми смысловыми нитями
Все полотна связаны между собой невидимыми смысловыми нитями

Любовь Соснина, главный хранитель фондов Вологодской областной картинной галереи: «В то время вообще художник немножко меланхолически, упаднически как-то немножко воспринимает мир. Ну, он молод ещё, поэтому это вполне естественно. И вот эта философия одиночества, философия огромной вселенной и малости человека — вот здесь звучит такая, наверное, музыка. То есть у меланхолии и одиночества тоже есть свой звук!»

Основная часть работ относится к концу 19 — середине 20 века. Они — из фондов Вологодской картинной галереи. Но есть экспонаты, отсылающие к современности. Это работы из частной коллекции худрука фестиваля Андрея Устинова.

Андрей Устинов художественный руководитель фестиваля «Кружева»: «Время без стрелки, потому что стрелка уже не успевает за этим временем, мы живём уже во времени гораздо быстрее. Молниеносно устаревают технологии, поэтому вот этим диктофоном, которым я ещё пользовался, больше уже не пользуемся»

И сложить все отсылки, смыслы и их оттенки, контексты в единую картину, чтобы полотна по-настоящему зазвучали, неподготовленному зрителю будет сложно. Поэтому 2 и 9 октября для вологжан проведут авторские экскурсии. Это будет настоящий концерт, уверяют в галерее, с импровизациями, музыкой и, конечно, стихами Шаламова.

Основная часть работ относится к концу 19 — середине 20 века
Основная часть работ относится к концу 19 — середине 20 века