Как помочь раскрепоститься стеснительному ребенку?

Читательница «Речи» Светлана Игоревна задала вопрос в постоянную рубрику: «У меня очень стеснительная 4-летняя внучка, как ей помочь наладить общение с детками и взрослыми? В садик ходим с 2 лет, но вне семьи замыкается и боится общаться».

Как помочь ребенку?
Как помочь ребенку?

Своим опытом делится воспитатель центра образования № 12 Светлана Копылова:

— Часто родители, бабушки и дедушки, которые видят, что их дети в возрасте 3 — 5 лет испытывают затруднения в общении со сверстниками, описывают эту ситуацию так: «Хотя мой ребенок ходит в эту группу детского сада уже год, а все равно не общается. Ребенок хочет, чтобы с ним играли, но стесняется попроситься в игру или не умеет дружить с детьми долго». А еще часто звучат такие фразы: «Не хочет играть по правилам других детей и замыкается». Бывает и такая ситуация: «Наш в садик утащил все дорогие игрушки, чтобы привлечь внимание других детей. Без игрушек мы стеснительные». И всегда эти истории заканчиваются тем, что малыш плачет, расстраивается, замыкается или вовсе не хочет идти в детский сад.

Чтобы помочь такому ребенку, важно понять: поведение ребенка до 10 лет на 70% определяется его генетикой и поведением тех взрослых, с кем он в контакте. Также стоит здраво оценить 12 ос-новных проблем, из-за которых у дошкольника могут быть трудности в общении:

1. Флегматичный или меланхоличный темперамент или определенные психологические «изюминки», доставшиеся от родственников, которые в своей жизни (особенно — в юности) также были явными одиночками. Поэтому, если в семье кто-то был стеснительным в детстве, стоит рассказать эту историю ребенку и объяснить, что так бывает и ситуацию можно изменить. Если в близком окружении есть малообщительный и стеснительный взрослый, то пусть он с ребенком поделится своими мыслями и чувствами. Опыт — лучший помощник.

2. Важно понимать, что основой общения и игры детей от 4 до 10 лет является не интеллектуальная, а прежде всего двигательная активность. И флегматику, и меланхолику сложно включиться в подвижную, быструю игру ребят. И, возможно, необходимо почаще играть в активные игры из детского сада дома.

3. Отсутствие у ребенка «входного билета» в мир общения со сверстниками, то есть каких-то конкретных игрушек, гаджетов или аксессуаров, которые являются характерными элементами общения в данном детском коллективе. Да, вам придется разобраться в современных куклах и куколках — пусть они похожи на монстров, но это то, чем играют сверстники вашего ребенка. А еще стоит узнавать про скрепышей, бакуганов, игрушки-вывернушки, спиннеры и многое другое. Сейчас, например, популярна яркая игрушка под названием попит. Помочь могут члены семей деток из вашей группы.

4. Ребенок единственный в семье, родители выполняют все его прихоти, живя по его просьбам, командам и указаниям. В этом случае принять правила игры от других детей сложно и проще стать стеснительным и закрытым, чем начать договариваться.

5. С ребенком очень мало общаются взрослые: его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Начните разговаривать именно с малышом, включайте его в жизнь семьи и, конечно, играйте все вместе.

6. Ребенок психологически очень сильно зажат родителями или бабушками-дедушками. Его так сильно «завоспитывали» в семье, делая «образцового ребенка», что малыш не в состоянии расслабиться с детьми и другими взрослыми. Обычные дети не могут играть с юным «замороженным» рафинированным интеллигентом.

А бывает, что ребенок, напротив, так дурно воспитан или имеет какие-то нюансы психического состояния, что окружающие дети боятся общаться. Поговорите откровенно и доброжелательно с вашими воспитателями и примите взгляд со стороны на ребенка. Ведь ваша цель — помочь именно ребенку.

Продолжение — через неделю в газете «Речь»