Женщин-водителей активно обучают в череповецкой автоколонне

«Ой, а за рулем женщина!» — удивляются пассажиры автобусов автоколонны № 1456. Но похоже, что скоро череповчане перестанут удивляться: на предприятии активно идет набор и обучение женщин-водителей. Сейчас на маршрутах работают уже десять представительниц прекрасного пола. И можно сказать, что отчасти это следствие череповецкой транспортной реформы. Установили в салонах автобусов валидаторы, кондукторы остались без работы, и кто-то из них «повысил квалификацию» — пересел из кондукторского кресла в водительское, хотя до этого ни разу не сидел за рулем. О пути в профессию, которую обыватели считают исключительно мужской, журналисты «Голоса…» расспросили водителей.

С Наталией Королевой журналисты встретились на конечной остановке «семерки» на улице Олимпийской. Автобусы на площадке у трамвайного депо находятся на «перестое» — так называют перерыв между выходами на линию. На площадке установлены модульный туалет, контейнер для мусора, рядом находится кафе, куда можно при желании заскочить перекусить.

Наталья нажимает на кнопку — и двери салона приветливо распахиваются. Трудно поверить, но водительский стаж Наталии составляет больше восьми лет — в кабину автобуса она пересела из кабины троллейбуса. А для этого ей пришлось переехать из Вологды в Череповец.

«Что меня за руль потянуло? Не знаю! Думаю, что если дано тебе водить, значит, будешь водить! С 15 лет у меня была мечта управлять троллейбусом. К слову, немало женщин управляет этим транспортом. В 2006 году получила водительские права категории В на управление автомобилем, но машину сейчас не вожу, так как была травма ноги. В 2010 году наличие прав помогло обучиться на водителя троллейбуса. Занятия велись в учебном центре, практика проходила в депо, экзамен сдавали в ГИБДД, стажировка проходила под бдительным оком коллектива предприятия. А в какой-то момент захотелось попробовать что-то новое — быть „не привязанной к проводам“. Например, если едешь на троллейбусе и попал в пробку, то будешь стоять, а на автобусе есть шанс выехать из затора! В череповецкую автоколонну позвал работать друг. Права на категорию Д получила в Вологде — и поехала в Череповец».

Наталию Королеву можно встретить за рулем автобусов № 7 и 27
Наталию Королеву можно встретить за рулем автобусов № 7 и 27

По словам Наталии, главное отличие автобуса от легковой машины — габариты, к которым нужно привыкать. А если сравнивать автобус с троллейбусом, то габариты и комплектация практически одинаковы:

«Единственное, в автобусе привод идет от электродвигателя, а в троллейбусе — от проводов. В троллейбусе тоже есть руль. Там три педали — электрика, пневматика и пусковая. У автобуса, работающего на автоматической коробке передач, — только газ и тормоз», — пояснила Наталия Королева.

В автоколонне № 1456 девушка стажировалась около пяти месяцев на ЛиАЗе, затем пересела на МАЗ, на котором работает и сейчас. На всех этапах ей помогали водители–наставники Павел Малышев, Андрей Николаев, Михаил Шихмарев.

С возможными техническими нюансами, которые возникают в процессе езды, Королева старается справляться сама. Но отмечает: коллектив в автоколонне очень дружный, на помощь готовы прийти все.

«Например, лампочку заменить могу и сама. А вот колесо — нет. У нас есть ремонтная мастерская. Однако с какими-то проблемами помогают и коллеги во время „перестоев“ или обеда. Еще можно позвонить механику или диспетчеру и получить инструкцию, что предпринять, чтобы устранить проблему. Главный помощник — мой муж Олег Тимофеев. Он вместе со мной переехал в Череповец и устроился водителем. В Вологде он был водителем автобуса больше десяти лет. Здесь, как и я, водит МАЗ. Рад, что и мне такая модель досталась. Если что-то не так, всегда можно позвонить, проконсультироваться. Когда пришла в автоколонну, мне предлагали пройти стажировку на новом газомоторном ЛиАЗе, но мне на МАЗе удобнее».

В кабине сидит мишка. Его забыл кто-то из пассажиров и не вернулся
В кабине сидит мишка. Его забыл кто-то из пассажиров и не вернулся

На «перестое» Наталия не торопилась сразу покинуть автобус, а отправилась в салон проверить, все ли в порядке.

«Перед каждым выездом нужно осматривать автобус снаружи и внутри на предмет царапин, других повреждений. Вечером при возвращении на базу обязательны мойка автобуса снаружи и уборка внутри, этим занимается отдельная служба. Но бывает, я на обеде сама подметаю салон. Потому что я за чистоту! В кабине все время прибираю, ношу „сменку“ — тапочки, а одна из наших коллег вообще в носочках ездит. Кстати, у меня была интересная ситуация с троллейбусами: если протрешь все панели, смена будет идеальной; если где-то участок грязным оставишь — обязательно что-то сломается. Для автобуса завела традицию: перед тем как уйти вечером с работы, забираю автобус после мойки и еще раз сама мою пол в кабине, чтобы утром было чисто».

Наталия Королева работает на маршрутах № 7 и 27. Первая смена иногда начинается в 5 утра. Водитель отмечает: режим труда и отдыха в автоколонне № 1456 соблюдается очень строго — на предыдущем месте работы такого не было.

«Хорошо, что переставляют с маршрута на маршрут. Так интереснее, не надоедает одна и та же дорога. Сложным ни один из маршрутов назвать не могу. Поначалу, конечно, были трудности, так как города не знала. Сейчас привыкла. Другие водители — и автомобилей, и автобусов других компаний, с которыми встречаюсь на дороге, — мне улыбаются в знак приветствия. Стараюсь со всеми дружить».

А пассажиры чаще всего реагируют так: «Ой, девушка, женщина за рулем!» А одна бабушка, увидев Наталию в кабине подъезжающего к остановке автобуса, даже перекрестилась!

«Наши автобусы оборудованы валидаторами, однако пассажиры могут проехать и за наличные средства, оплатив проезд у нас, — в кабине стоит специальный терминал. В основном так делают люди пожилого возраста. Они поговорить любят — спрашивают и про транспортные карты, и про бесплатную пересадку. Объясняю, подсказываю, к кому обратиться за помощью. Бывает, что и хвалят: «Хоть и девушка, а вон как хорошо тормозит!» Интересный случай был 1 сентября. Ливень, подъезжаю к остановке у вокзала. На дороге лужа разлилась. Я, думая о том, чтобы сберечь тормоза, подъехала к остановке максимально аккуратно. А там стоял дедушка. Зашел, расплачивается и хвалит меня: «Вы единственная так медленно и аккуратно подъехали, чтобы людей не обрызгать!»

Водитель обилечивает пассажиров и следит за теми, кто расплачивается через валидатор
Водитель обилечивает пассажиров и следит за теми, кто расплачивается через валидатор

По словам Наталии, чтобы ездить без ДТП, надо соблюдать народное правило: «Дай дорогу дураку».

«Лучше пропустить, чем стоять без движения два или три часа. Главное — всегда быть спокойной и не гнать».

Как рассказали «Голосу…» специалисты автоколонны № 1456, впервые женщин-водителей на предприятии начали набирать около восьми лет назад. Но это были единичные случаи. Всплеск желающих сесть в кабину водителя автобуса пришелся на конец прошлого года, в том числе решили обучаться несколько кондукторов, которые после введения системы бесконтактной оплаты проезда не пожелали стать контролерами. В учебном центре, с которым предприятие заключило договор, девушки учатся несколько месяцев для получения прав категорий С и Д. Затем сдают экзамен в ГИБДД и приходят на предприятие на стажировку. Длится она 128 часов под руководством водителей-наставников. На автобусе размещена специальная табличка «Стажер». Затем девушек распределяют по маршрутам. В основном дают «спокойные» — № 7, 9, 27. По словам наставников, девушки водят хорошо.

В середине сентября на маршрут № 7 выйдет самостоятельно работать Кристина Световидова. Она будет самой молодой среди женщин-водителей — ей 22 года. Когда ей было 19 лет, она устроилась работать кондуктором, затем поработала контролером.

«Захотелось попробовать что-то новое. Правда, родственники были в шоке, но поддержали. В этом апреле приступила к обучению, в июле сдала экзамен и начала стажироваться. В прошлом декабре получила водительские права категории В, вожу машину. Если в автомобиле ты везешь себя, родных, друзей, знакомых, то в автобусе — целый салон заполнен пассажирами, людьми, за которых ты несешь ответственность, — говорит Кристина.

Стажеры обычно работают с 7 до 16 часов. По словам Кристины, на дорогах Череповца многие водители ведут себя некорректно. Но она держит эмоции в узде, придерживается заветов, которым учили: не гнать автобус, тормозить плавно.

«Пассажиры удивляются, особенно когда подходят за билетом. На валидаторы никто не жалуется, как и на то, что обилечиваем мы пассажиров только на остановках. Задержек в графике движения из-за этого нет. Ведь если пассажир замешкался, доставая наличные или документы, мы закрываем двери и едем до следующей остановки. Люди спокойно ждут возможности расплатиться. «Семерка» — маршрут спокойный, гнать никуда не нужно, — поделилась Кристина.

Будучи бывшим кондуктором и контролером, Кристина успевает следить и за тем, как пассажиры оплачивают проезд через валидаторы:

«Видно в зеркало, кто в салон зашел и сел, не приложил карту. Иногда хочется встать и подойти к такому пассажиру! На нашем терминале, который размещен в кабине, отображается время прикладывания карты. На эти данные и ориентируется контролер, когда появляется в салоне автобуса. И обязательно подходит к тем, кто за проезд не заплатил».

По словам Кристины, один из главных секретов для успешной поездки автобуса — его проверка перед выходом на линию, и это обязательно должен сделать сам водитель.

Кристина Световидова выйдет самостоятельно работать на маршрут автобуса № 7 в сентябре
Кристина Световидова выйдет самостоятельно работать на маршрут автобуса № 7 в сентябре

В рядах частных транспортных перевозчиков тоже есть женщины-водители. Среди них мама 12 детей Елена Назимова, героиня многих наших публикаций. По ее словам, за «руль пошла» по стопам деда:

«Еще будучи студенткой, получила права категории В. Затем получила права категории С, Д и Е. В общей сложности на обучение ушло около трех лет. Наличие таких прав позволяет управлять разными видами транспорта. Попробовала себя везде. Я не любитель быстрой езды, больше 100 км/час не разгоняюсь. Так что я — автобусный водитель, — призналась Елена.

За 19,5 года ей довелось поработать и на городских, и на пригородных и даже на междугородних автобусах. Считает городские маршруты самыми тяжелыми: легковушки дорогу не уступают, паркуются так, что автобусу объезжать их сложно.

«А ведь автобус при всем при этом нужно вести так, чтобы в салоне никто не упал — любое падение пассажира теперь приравнивается к ДТП. Так что труд моих коллег — ежедневный, тяжелый. Хочется, чтобы другие участники дорожного движения их уважали, — отметила Елена Назимова.

У Елены сейчас небольшой перерыв в работе из-за проблем со здоровьем. Но осенью она снова выйдет на маршруты. Работает на так называемых пригородных рейсах — возит работников «Северстали» и «ФосАгро» к промышленным площадкам. График удобный: два рейса утром и два вечером.

«Ни разу не пожалела о выборе профессии! Долгое время была единственной женщиной-водителем автобуса в городе. Сейчас очень рада узнавать о девочках, которые приходят в эту профессию. Работа интересная! Мы, женщины, автобус ведем аккуратно. Думаю, из-за того что много возим колясок с детьми — не покатим же по кочкам! Считаю, что в работе важен опыт первой медицинской помощи. У меня — тьфу-тьфу! — за эти годы не было ни одной аварии, но в дороге насмотришься, конечно, всякого. Очень надеюсь, что женщин — водителей автобусов в городе станет еще больше.

Сергея Шнурова в 2017 году по его личной просьбе Елена Назимова возила по Череповцу на автобусе
Сергея Шнурова в 2017 году по его личной просьбе Елена Назимова возила по Череповцу на автобусе

В отделе ГИБДД по Череповцу «Голосу…» рассказали, что на экзамены из автошкол приходят группы, в которых количество женщин и мужчин примерно равное, особенно в последние годы. Женщина за рулем перестала быть нонсенсом.

«В последнее время женщин на обучение приходит больше, чем мужчин. Возраст — от 25 до 35 лет. Девушки лучше усваивают теорию, а вот стиль вождения, как и у мужчин, у каждой женщины свой. Есть наглый — „мне надо!“, а есть и робкий — „я лучше пропущу“. Эмоции женщинам часто мешают. Очень много несданных экзаменов из-за голубей, кошек, собак, которые встречаются на пути, мужчины зачастую не обращают на них внимания. А женщины пытаются объехать, остановиться, что приводит к опасным торможениям, ударам в бордюр», — поделился инструктор по вождению Дмитрий.

Как сообщили в автоколонне № 1456, прием желающих обучиться на водителя автобуса (и женщин, и мужчин) продолжится как минимум до конца этого года. Дополнительную информацию можно получить по телефону 26-65-06 (в рабочие дни до 17.00). К слову, в зарплате водителей-мужчин и водителей-женщин разницы нет — все зависит от количества отработанных часов. Обычно она начинается от 35 тысяч рублей. У водителей 42-дневный отпуск, соцпакет согласно ТК РФ, а также право бесплатного проезда по удостоверению в общественном транспорте города. На пенсию мужчины выходят в 55 лет, женщины — в 50 лет.

Табличку «Бесплатная пересадка» журналисты «Голоса…» встретили на всех автобусах автоколонны № 1456. Напомним, что с 1 сентября в пробном режиме до 31 декабря эта услуга действует во всех автобусах муниципального предприятия в любых направлениях, распространяется она только на пользователей транспортных карт. Интервал между поездками — 45 минут, отсчет начинается с момента прикладывания транспортной карты к валидатору в первом автобусе. Если пассажир зайдет во второй автобус и приложит транспортной карту к валидатору в обозначенный срок, деньги с нее второй раз не спишутся.

Алина Волкова, golos@35media.ru