Домашнее задание: «5 страшилок родителей школьника»

Домашнее задание — это кошмар для многих родителей, детей, бабушек, дедушек и прочих причастных родственников. Что не так с домашними заданиями? Почему они многими детьми и родителями воспринимаются, как страшный сон? И что делать, чтобы этот сон перестал сниться? Ведущие радио «Трансмит» собрали 5 главных «страшилок» родителей относительно домашнего задания ребенка и эксперта попросили разобраться с ними.

Компетентные комментарии на тему дала Наталья Козырева — психолог-практик, автор бестселлера «ДЕТОмотиватор» и руководитель Академии успешного школьника.

Страшилка № 1.«Вторая работа». Родители, отправляя ребенка в школу, с ужасом предвкушают, что придется им теперь после работы еще и домашнее задание с чадом делать. Как будто утраиваются на некую подработку. Насколько важно участие родителя в подготовке домашних заданий ребенка?

Наталья: «Чем больше родитель вмешивается в учебу ребенка, тем меньше ребенок учится. Это закон. И с возрастом это не проходит. Если вы готовы контролировать ребенка всю жизнь, можете участвовать в выполнении домашних заданий и далее. Если же нет, значит нужно что-то менять и начинать именно с себя, а не с ребенка».

«Домашка = скандал»?
«Домашка = скандал»?

Страшилка № 2. «Пусть поседеем, но вырастим гения». В погоне за оценками некоторые мамы и папы «закусив удила» в жутком напряжении помогают детям с домашними заданиями чуть ли не до 11 класса. До какого возраста родитель может помогать ребенку с выполнением? Когда необходимо отпустить ребенка в «свободное плавание»?

Наталья: «Задача родителя не в контроле ребенка по выполнению домашних заданий, а в грамотной поддержке. Что это значит? Важно принимать его эмоции, давать позитивную обратную связь, задавать открытые вопросы, а также работать со своими страхами и тревогами. Дети, к которым родители применяли подобное, очень рано уходят в свободное плавание. При этом они ответственные, самостоятельные, у таких детей прекрасно развиты навыки самоконтроля, они не будут что-то делать во вред себе.

Страшилка № 3. «Домашка = скандал». Часто и родители, и дети с ужасом ждут вечера. Ведь там оно… домашнее задание. Опять у папы не хватит терпения, он будет кричать, ребенок плакать, мама утешать. Потом всем будет обидно и стыдно за свое поведение. Как избежать стресса и скандалов во время выполнения домашних заданий? Как родителям справиться с напряжением и гневом?

Наталья: «Здесь всё просто. Вместо того, чтобы кричать на ребенка, важно задать себе один вопрос, каждое слово в котором очень важно. Вопрос такой: „Если бы я себя уже любил, уважал и ценил, чем бы я сейчас на самом деле занимался?“. И сделать то, что пришло вам на ум без чувства вины и стыда. От этого выигрывают все. Дети таких родителей учатся лучше, они более самостоятельны и ответственны».

«Пусть поседеем, но вырастим гения»
«Пусть поседеем, но вырастим гения»

Страшилка № 4. «А вдруг учитель поставит 2… родителю?» Ни для кого не секрет, что сложные презентации, рефераты и иные прикладные работы часто вместо детей выполняют родители, потому что «моему ребенку такое ни за что не сделать самому». Насколько это экологично и правильно?

И второй момент: не все родители в школе были отличниками. Если «папа решил, а Вася сдал» и получил два балла, как родителю принять такой результат?

Наталья: «Давайте разберемся, кто пишет рефераты вместо ребенка? Это неуверенные в себе тревожные родители. Для чего они это делают? Для того, чтобы поднять свою самооценку, быть хорошим в глазах других. То есть, его самооценка зависит от похвалы окружающих людей. Это очень нездоровое и токсичное отношение к себе. Если ребенок получил замечание, для многих это становится оскорблением. Я плохой. А если пятерка, значит, я хороший. Можно и тортик купить. И такие родители часто про себя и про ребенка говорят „мы“. „Мы пошли в первый класс“, „мы сдали экзамены“, „мы получили двойку“. Но на самом деле это ваш ребенок пошел в первый класс, он сдал экзамены, он получил двойку. Чем больше вы контролируете ребенка и живете его жизнью, тем меньше он отвечает за себя, и тем больше отвечает за компьютерного героя. Здесь прямая зависимость. Чем больше контроля от мамы, тем больше ребенок уходит в гаджеты. Если вы этого не хотите, нужно что-то опять же менять».

На чем фокусируемся, то и развиваем
На чем фокусируемся, то и развиваем

Страшилка № 5. «Он всё спишет в интернете». Сейчас многие родители говорят о том, что домашнее задание теряет эффективность. Дети всё могут списать в сети. Но с другой стороны, иногда учитель дает задание связанное с использованием интернета. Как научить школьника учиться?

Наталья: «Первое. Перестаньте давать ЦУ и советы своему ребенку. „Иди возьми ручку“, „иди ешь“, „садись и читай“, „перепиши, здесь грязно“… Это те же самые готовые домашние задания. Чем их больше, тем ребенок меньше думает своей головой и тем больше списывает. Вместо того чтобы давать ГДЗ ребенку, важно ему задавать открытые вопросы. Они как раз „включают голову“. „Как ты хочешь провести вечер?“ „Чего ты боишься?“ „Расскажи, как тебя раздражает этот предмет?“ Чем больше открытых вопросов, тем больше ребенок прорабатывает свои эмоции».

Отмечайте маленькие достижения ребенка. На чем фокусируемся, то и развиваем. Если ребенок всё время слышит, что он делает всё «не то и не так», в нем и развивается «не то и не так». Иначе говоря, он уходит в негатив. Если держим фокус на хорошем, хвалим за верно сделанные задания или их элементы, то и развиваем в ребенке хорошее.

Как видим, домашние задания — это не так и страшно. Главное, найти свой подход к его выполнению и давать детям больше самостоятельности и поддержки. Верьте в своего ребенка, и тогда он поверит в вас!

Материалы по теме:

Мои школьные страхи

Ребенок передвигается по городу один на общественном транспорте. Как за ним уследить?

«Я же мать, я лучше знаю!» Как родителям школьников одержать верх в споре с активными мамочками?

Больше 450 подростков поставили на учёт в полиции Череповца в этом году

«Нужно ли оттягивать ребёнка за уши от смартфона?»: почему правильный ответ «нет»

«Какой школьный предмет необходим, а какой не особенно пригодится?»

Школьная форма: за или против