Готов ли ребенок к самостоятельным прогулкам?
Главная примета двора времен СССР — шумная ватага детей от 3 до 12 лет, у которых вся жизнь проходила во дворе. Сегодня многие семьи не могут договориться о том, с какого возраста дошкольник может гулять один у дома.
Своим опытом делится воспитатель детского сада № 59 Марина Ручкина:
«До 5 — 6 лет ребенок не способен понять и принять все правила безопасного поведения на улице. А значит, неразумно отпускать его гулять одного; но готовить к самостоятельным прогулкам в игровой форме можно уже с трех лет.
С шести лет можно уже заучивать правила безопасности, детально проговаривать и спрашивать у ребенка алгоритм действий в различных ситуациях. Например, когда незнакомый человек входит в контакт с ребенком, он должен помнить все правила о том, что никуда ни с кем никогда уходить нельзя, что взрослый не просит о помощи незнакомого ребенка. Отдельная тема — пешеходы и машины, и даже во дворе нужно быть очень внимательным. Вместе проходите ваши постоянные маршруты, проговаривая правила перехода через проезжую часть по светофору и без него. Убедитесь, что ребенок запомнил дорогу и правила безопасного поведения на улице. Обращайте внимание на потенциальные опасности: люки, нерегулируемый пешеходный переход, гаражи, автомобили и т. д. При этом важно несколько раз проговаривать, чем опасен тот или иной объект, проверяя, как ребенок усвоил эту информацию».
Итак, все еще сомневаетесь, что ваш ребенок готов к самостоятельным прогулкам во дворе? Тогда оцените своего ребенка по следующим критериям:
1. Есть ли у него потребность и готовность гулять одному. Если родителю удобно, чтобы ребенок гулял один, а ребенок этого не хочет, не просит и, наоборот, уговаривает пойти с ним, значит, он еще не готов гулять самостоятельно, хотя и не может сформулировать это.
2. Уверенность в себе. Это о том, может ли ребенок постоять за себя или отстоять свои интересы перед сверстниками. Умеет ли он строить общение? Может ли обратиться за помощью, например, к другим детям или их родителям? Может ли отказаться от общения, в том числе со взрослыми, если оно ему неприятно, или постесняется и промолчит? Может ли сказать твердое «нет» в ответ на любые предложения и просьбы? У детей младшего возраста авторитет взрослых еще очень силен, и ребенку бывает трудно сказать взрослому «нет», особенно если ребенка в чем-то убеждают.
3. Психологическая готовность к самостоятельности. Может ли ребенок самостоятельно определить, что он голоден или хочет пить; может ли понять, когда ему жарко или холодно, и вовремя уйти с солнца или мороза; может ли ребенок оценить, что ему дискомфортно, и сообщить об этом или решить этот вопрос самостоятельно; насколько он ориентируется в том, что может быть для него опасным: смотрит ли под ноги, обходит люки и не бежит ли через дорогу сломя голову, забывая посмотреть по сторонам.
4. Запомнил ли ребенок правила безопасности, соблюдает ли их сам, без напоминания взрослого, или отвлекается и заигрывается так, что не смотрит по сторонам, переходя дорогу.
5. Ориентируется ли он в расположении домов, улиц, подъездов — может ли найти дорогу в свой двор, если заиграется и уйдет в соседний или если захочет попасть домой? Кстати, все это определяется тренировками вместе с родителями. Когда вы вместе идете куда-то, спрашивайте ребенка: «А где мы сейчас находимся? А куда мы идем? А как пройти домой?» Пусть ребенок сам проведет вас к дому или переведет через дорогу, рассказывая правила.
Самостоятельные прогулки — важный элемент воспитания самодостаточной, разумной, уверенной в себе личности. Не стоит торопиться отпускать ребенка на улицу одного, но, если вас сдерживает только родительский страх, позвольте малышу взрослеть, как задумано его природой.
Марина Ручкина, воспитатель детского сада № 59. Подготовила Полина Удовиченко