10 лет волонтеры восстанавливают единственный в России храм на воде в Крохино
В этом году исполнилось 10 лет, как волонтеры начали работы по консервации единственного в России храма, который сохранился после затопления территорий для строительства Волго-Балта. Сейчас уже можно сказать, что храм не будет продолжать разрушаться.
До конца октября будут продолжаться волонтерские поездки в Белозерский район, к храму Рождества Христова. Больше девяти лет работами руководит главный волонтер крохинского храма Анор Тукаева. Началось все с того, что москвичка Анор увидела документальный фильм о строительстве водных каналов в советское время и захотела посмотреть на Волго-Балт своими глазами. Во время путешествия она увидела, как сама описывала, вырастающий из воды белый храм. Она объясняет, что произошло что-то удивительное: как будто церковь, от которой остался один остов, обращалась к ней. Женщина стала собирать вокруг себя людей, которым тоже небезразлична судьба единственного сохранившегося при строительстве Волго-Балтийского канала храма, оставшегося от затопленной деревни и превращенного в маяк.
Сначала работы велись «нелегально»: без согласования с кем-либо. Волонтеров никто из жителей Белозерска всерьез не воспринимал, их действия были непонятны: что хотят сделать с руинами старой церкви семнадцатого века эти люди? Чем притягивает людей храм, ведь архитектурным памятником он не является, знаменит лишь тем, что попал в фильм «Калина красная»? Затем действия Анор получили одобрение правительства области, в прошлом году храм был официально передан благотворительному фонду «Крохино».
В сообществе «Крохино» «ВКонтакте» этим летом публикуют видеоинтервью с волонтерами, в которых люди рассказывают, как узнали о крохинском храме и почему приезжают сюда. Москвич Даниил рассказывает, что работает дизайнером и занимается организацией фестивалей. Он православный человек и вместе с верующими друзьями решил внести свою лепту в работы в храме.
«Подкупает то, что здесь все люди неравнодушные, — говорит он. — Я сам не волонтерил никогда, это для меня первый опыт. Для меня это паломничество вместе с трудотерапией».
Даниил отвечает на вопрос, для чего нужны эти работы, ведь храм не будет восстановлен, такой задачи и не ставится:
«Стены хранят память, больно пройти мимо, и хочется их сберечь».
Два года вокруг храма сооружали искусственный остров, проводили работы по берегоукреплению: установили шпунтовую стенку, пять ледорезов, а также построили пирс на длинных восьмиметровых сваях вокруг храма. Теперь церковь защищена от льда и воды. Все эти работы провели на пожертвования неравнодушных людей со всей страны. На странице проекта Анор Тукаева рассказывает, что к помощи подключаются не только отдельные люди, но и бизнес. В июле компания «Северсталь» выделила 8 тонн металлопроката, необходимого для проведения запланированных в этом сезоне работ на храмовом острове и в волонтерском кампусе.
«Как мы писали ранее, с начала 2021 года цены на металлопрокат выросли на 50% и более. Эта ситуация поставила нас в тупик, так как без металла невозможны никакие строительные работы в Крохино. А той суммы, что мы собрали за зиму, хватало не более, чем на треть необходимого количества металла. С просьбой о предоставлении металла фонду „Крохино“ мы обратились в несколько десятков профильных компаний, но все нам, увы, отказывали. А в „Северстали“ не отказали!» — написала она.
Этим летом в Крохино уже состоялись две большие волонтерские поездки. Добровольцы расчищают четверик храма Рождества Христова от завалов и готовят площадку для установки консервационных строительных лесов. Что еще планируется в этом году? Анор Тукаева хочет закончить обшивку шпунтовой стенки. Южную часть стенки и пирс обшили в прошлом году, сейчас работы продолжаются. Также команда добровольцев начинает обустраивать вокруг храма силовые леса, которые удержат стены от обрушения во время проведения всех последующих работ. Еще в планах ближайшего времени — создать архитектурную инсталляцию памяти затопленной деревни Крохино в виде надписи с ее историческим названием, а также серию аудиогидов.
Алена Сеничева