Мир самобытной русской культуры подарил череповчанину семью, друзей и ремесло
На протяжении нескольких лет Иван Овтин является частью дружного музейного коллектива усадьбы Гальских. Официально его должность звучит как «специалист по обслуживанию кузни», но на самом деле Иван — настоящий мастер на все руки и его деятельность не ограничивается лишь кузнечным делом, рассказывает «Голос Череповца». Подгнил порог у бельведера? Иван придет и заменит его. Необходимы бирюльки, кости и лото для музейных занятий? Иван смастерит их на целый сундук, только попросите. Конечно, в качестве места работы усадьбу Иван выбрал неспроста: любовь к аутентичному быту минувших веков, традициям наших предков у него в крови.
Научные интересы. С детства Ивана тянуло к истории. Как только по телевизору начиналась трансляция какой-нибудь научно-популярной передачи про жизнь рыцарей, Ваня занимал первое место перед экраном. Художественные фильмы, повествующие о боевой жизни бравых средневековых ребят, их традициях и обрядах, были пересмотрены все, ну или почти все. Повзрослев, Иван мечтал поступить на исторический факультет, но, к сожалению, не сложилось.
Отслужив в армии (на космодроме!), Иван вернулся домой, устроился на работу, далекую от науки. Но вскоре ушел оттуда, так как его товарищ, который учился на историка в ЧГУ, предложил Ивану отправиться в археологическую экспедицию под Кириллов. Отказаться от такого предложения он просто не мог.
— В основном экспедиционная группа состояла из таких же энтузиастов-любителей, как и я; мы четко выполняли инструкции нашего куратора Натальи Валентиновны Косоруковой, — рассказывает Иван. — Атмосфера раскопок мне очень понравилась, я сразу влился в коллектив. Физический труд, без которого на таких выездах никуда, меня ничуть не пугал. Все-таки я вырос в деревне. Таскать тяжелые ведра с землей, рубить дрова на жаре — все это мне было не в диковинку… Ну, а радость от первых находок — нуклеусов — мне не забыть никогда!
С тех пор раскопки стали для Ивана обычным делом. На его плечи легла забота о подготовке к экспедициям. В археологическом музее, что тогда еще располагался на улице Красной, был склад, где хранилось экспедиционное оборудование. Иван частенько бывал там перед началом сезона — затачивал топоры и лопаты, следил за тем, нет ли предательских трещин и пробоин в байдарках.
Вечерки вместо дискотек. После первой экспедиции у Ивана случилось знакомство, которое сильно повлияло на его жизнь. В то время молодой человек регулярно посещал тренировки в спортивном клубе. Однажды туда заглянул руководитель артели кулачных бойцов «Буза» Денис Антипов. Оказалось, у ребят много общих тем. Во-первых, армия, воспоминания о которой были еще свежи у обоих. Во-вторых, любовь к истории и русским народным традициям.
Денис пригласил Ивана посетить семейный клуб, занимавшийся изучением и сохранением русской традиционной культуры. Иван заглянул на вечерку. Там он увидел молодых, задорных и увлеченных ребят в красивых собственноручно сшитых рубахах и сарафанах. Они пели, кружились в танцах, играли в старинные забавы и просто искренне радовались жизни.
Атмосфера покорила юношу. С каждым днем он все больше погружался в мир традиций, который становился уже частью его быта, а не событием выходного дня. Вместе с Денисом и другими ребятами Иван начал преподавать в артели кулачного боя, привлекая к возрождению традиций и маленьких череповчан, стал ездить на многочисленные фольклорные фестивали — словом, жить той жизнью, о которой когда-то мечтал. Лежащие рядом доспехи, выкованные кузнечных дел мастером, служили явным подтверждением, что все серьезно.
— Когда я стал меняться, мое окружение разделилось надвое, — рассказывает Иван. — Одни приняли изменения спокойно и положительно, как, например, мама. А другие не уставали подшучивать, говоря: «Ну как, ты все со своими балалайками и телогрейками пляшешь?» Здесь главное — найти людей, разделяющих твою точку зрения, которая, возможно, не столь популярна в современном мире. Так, у нас категорически не принято употреблять алкоголь, мы против сигарет, нецензурной лексики. Отношение к противоположному полу особое: при поиске будущей избранницы уделяешь внимание красоте внутренней, а не внешней, однозначно отринув погоню за ярким макияжем.
Неслучайные случайности. Однажды Иван вместе с Денисом и его невестой отправились на фестиваль «Семейный круг» в город Мышкин Ярославской области. Иван тогда работал в столярной мастерской, где мастерил миниатюрную игрушечную мебель: кроватки, столики, тумбочки.
На фестиваль ребята приехали уже поздно. Встречать гостей вышла целая делегация с присказками да добрыми шутками… На следующий день началось веселье, песни, танцы и гулянья. Когда настало время танцевать кадриль, Иван взял за руку девушку, выбрать которую просто «подсказало сердце», и увидел, что из множества красавиц он выбрал ту, которая была в составе той самой «встречающей делегации». Ну что ж, совпадение есть совпадение… Поздно ночью опять началась кадриль. И да, Иван, не видя лица своей спутницы по танцевальной паре, из десятков девушек снова выбрал ее — москвичку Софию. Ребята потанцевали, пообщались и, воодушевленные, разошлись спать. Неужели снова банальная случайность?!
Так как Иван не взял с собой палатку и туристическую пенку, ночевать ему приходилось на лавочке в местной беседке. В какой-то момент почивать на открытом воздухе стало слишком холодно, и Иван перебрался к общему костру в центре лагеря, где как раз грелись, укутавшись в спальники, девушки — та самая Соня и ее подружка Сима. Молодой человек, спросив разрешения, примостился рядом с ними и уснул. Сон Ивана прервала бескомпромиссная фраза, обращенная к нему: «Ваня, подъем, у тебя дежурство!» Это означало, что пришел Ванин черед охранять лагерь. Пост его был на окраине — у речки. Идти не близко, холодно, туман, сырость… Девчонки вызвались составить юноше компанию. Сима, когда пришли на пост, тут же уснула, а вот Иван и София, сидя в окружении красивых видов, проболтали всю ночь. Стало ясно, что их встреча на фестивале — это определенно не случайность.
Развлечения с умом. Сейчас у Ивана и Софии большая и крепкая семья. Они воспитывают дочек Аграфену и Евфросинию. По вечерам родители и дети дружно играют в настольные игры, которых в их доме огромная коллекция. Есть старые советские, есть современные, а есть и сделанные своими руками — старинные игры разных народов. Дальдоза, манкала, добуцу сеги, фанорона — это лишь небольшая часть игр с труднопроизносимыми названиями, которые воссоздал Иван у себя в мастерской. За каждой из них стоят долгие часы кропотливой работы — мастерство владения лобзиком, выжигательным аппаратом, желание творить, искать и придумывать что-то новое. «Магией» старинных настольных игр Иван заразил уже многих.
— Для кого-то они представляют чисто математический интерес, для кого-то чисто научный, — рассказывает Иван. — А для меня такие игры — это в первую очередь развлечение и незабываемое общение с людьми. И во-вторых, способ лучше узнать человека. В запале игрового азарта человек показывает свою настоящую сущность, проявляя свои положительные и отрицательные качества. Бывает, за одну партию человек расскажет тебе всю свою жизнь и сам того не заметит!
Иван Крылов, «Голос Череповца»