Круче, чем в сауне. Как медики "ковидных" бригад работают в жару?
Если вы изнываете от духоты в офисе, жалуясь на невыносимые условия работы, вспомните о медиках, которые дежурят на скорой помощи, трудятся в моногоспиталях, сутками не снимая защитные костюмы. С ухудшением эпидемиологической обстановки количество работы у них резко выросло. О том, каково это — подниматься на пятый этаж в закрытом комбинезоне, нам рассказала фельдшер СМП Яна Райн. У нее же журналисты «Голоса Череповца» узнали, почему бригады скорой помощи не тестируют пациентов на коронавирус и не выдают им лекарства от этого недуга.
Нагрузка выросла. Об интенсивности работы неотложки свидетельствуют цифры. Их можно посмотреть в официальной группе Череповецкой станции скорой медицинской помощи в социальной сети «ВКонтакте».
Оперативная информация за неделю с 21 по 27 июня 2021 года:
* 2 702 выезда бригад скорой медицинской помощи (в Череповце — 2 342, в Череповецком районе — 360);
* оказана помощь 2 562 пациентам, 982 из них госпитализированы (доставлены в стационары и травмпункты);
* с подтвержденным диагнозом COVID-19 — 390 пациентов, из них:
* 63 оставлены дома для дальнейшего лечения в связи с отсутствием показаний для госпитализации либо отказом от госпитализации,
* 118 госпитализированы в моногоспитали,
* 209 госпитализированы бригадами СМП по направлению врачей поликлиник + межбольничные перевозки.
«Еще в мае у нас была стабильная эпидемиологическая обстановка. А в июне, как по щелчку, она начала меняться в худшую сторону. Увеличилось число пациентов с коронавирусом, количество вызовов, соответственно, выросла нагрузка. Были образованы дополнительные „ковидные“ бригады, — рассказывает фельдшер скорой помощи Яна Райн. — В данный момент на ССМП Череповца работают шесть суточных „ковидных“ бригад и одна дневная».
Бригады выезжают к пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекцией, а также к контактным с больными COVID-19. Заступая на смену, они получает спецодежду. Защитная экипировка состоит из закрытого комбинезона, экрана или очков, респиратора, бахил, нескольких пар перчаток. Большое внимание уделяется вопросам безопасности. Машина, укладка, СИЗы — все проходит обработку дезинфицирующими средствами.
— Очень тяжело переносится жара в защитном костюме, — признается Яна. — Мало того что ты находишься в нем на жаре, ты еще едешь будто в консервной банке, раскаленной лучами солнца, — получается круче, чем в сауне. Не успеешь подняться до второго этажа, как с тебя уже начинает сходить пот. Если это четвертый или пятый этаж без лифта, то вообще приходишь весь взмокший. А работать тебе при этом сутки… Нагрузка высокая, условия работы тяжелые, но, как говорится, мы знали, на что шли. (Улыбается.) Главная наша задача — оказывать людям экстренную медицинскую помощь. И выполняем мы ее в любых обстоятельствах, невзирая на нагрузку, усталость и погодные условия. Перед нами стоит цель — остановить распространение коронавируса, победить коварную инфекцию, и мы делаем для этого все возможное.
Когда приедет скорая? «В состав „ковидной“ бригады входит фельдшер и водитель. Оборудование у медиков точно такое же, как на линейных бригадах, но расход кислорода больший, — продолжает Яна Райн. — Коронавирусная инфекция, как многие уже знают, затрагивает в первую очередь дыхательную систему, что приводит к дыхательной недостаточности. Поэтому многим пациентам с COVID-19 необходима кислородная поддержка».
Типичные симптомы коронавируса — повышение температуры, кашель, потеря обоняния и вкуса (не всегда), слабость. У некоторых пациентов появляется одышка, ощущение нехватки воздуха, вследствие чего они начинают задыхаться.
— Кто-то успешно лечится дома, соблюдая все рекомендации и назначения врача. А у кого-то при соблюдении тех же условий ситуация ухудшается. И тому есть несколько причин. Во-первых, появляются новые штаммы коронавируса, то есть вирус мутирует, приспосабливаясь к окружающей среде и разработанным схемам лечения. Имеет значение и наличие у пациента заболеваний, в первую очередь хронических.
В каком случае скорая едет к «ковидным» больным? Когда требуется экстренная и неотложная помощь — при ухудшении состояния пациента, при появлении внезапных острых заболеваний или обострении хронических болезней. Если больной нуждается в госпитализации, скорая помощь отвозит его в медучреждение. Пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 доставляют непосредственно в моногоспиталь. Контактных с коронавирусными больными и при подозрении на пневмонию — в инфекционное отделение областной больницы на ул. Данилова. После транспортировки каждого пациента проводится дезинфекция и санобработка салона автомобиля.
Не понимая специфики работы скорой помощи, люди зачастую просят (а некоторые требуют), чтобы им выдали лекарства от ковида или сделали тест.
— И мы каждый раз объясняем, что лечение заболеваний, в том числе COVID-19, — это прерогатива поликлиник и стационаров, — говорит Яна. — Потому препараты для лечения COVID-19 назначают и выдают медицинские работники поликлиник и стационаров. И тестированием занимаются они же.
Жизнь и романтика. Яна Райн уже не раз становилась героиней публикаций «Голоса Череповца». Девушка с красным дипломом окончила Череповецкий медицинский колледж. Три года работала в отделении реанимации областной больницы, а потом устроилась фельдшером на станцию скорой помощи. Молодая, красивая, современная, с татуировками по всему телу, Яна Райн является активным пользователем социальных сетей. Но вместо гламурных фотосессий в ленте «Инстаграма» нашей героини — селфи в защитном костюме, машины скорой помощи. Часто Яна в прямом смысле ведет репортаж с колес, выкладывая полезную информацию на медицинскую тему в то время, пока машина едет к пациенту. И такая разъяснительная работа находит отклик у подписчиков, а их у девушки более 20 тысяч, в том числе жители других регионов России. Люди задают вопросы, участвуют в опросах, проходят тесты, а главное, запоминают и сохраняют информацию о том, как оказать помощь себе или другому человеку в той или иной ситуации.
— Для меня медицина — это жизнь, — признается Яна. — А станция скорой медицинской помощи — второй дом. Мое место здесь, и я не вижу себя в другой профессии. Есть такая фраза — «романтика скорой помощи». Это та самая атмосфера нашей работы: белые и желтые сигнальные машины, экстренные вызовы, лента дороги, различные места, куда мы приезжаем. Все это закручивается в сутки… Внутри тебя — концентрация энергии, стальных нервов и готовности прийти на помощь в режиме 24/7. Зачастую тебя сложно чем-то удивить, так как ты уже видел многое… Иногда еле приходишь домой с суток. Без сил. Но осознание того, что ты спас чью-то жизнь, морально перекрывает любую усталость.
Марина Алексеева,
golos@35media.ru