О бомбежках и о том, как боролись за каждый метр железной дороги жизни

Между Вологодчиной и Ленинградом в годы Великой Отечественной была особенная связь. Наш регион оказался между тылом и фронтом. Через областной центр проходили сотни эшелонов с грузами и ранеными, сюда эвакуировали блокадников. И немцы эту артерию перекрыть пытались — били с воздуха. Мария Суворова — о бомбежках и о том, как боролись за каждый метр железной дороги жизни.

Елена Сельцова: «Это снимок, который был сделан был немецкими летчиками, которые с целью разведки совершали полеты над Вологдой».

И с невероятной точностью на карте немцы отметили все стратегические объекты — железнодорожный вокзал, предприятия, мосты, магистрали. Потенциальные мишени. Поэтому уже в июле 1941 года в Вологде объявили — далее цитата из приказа — «угрожаемое положение», конец цитаты. И на Вологодчине начали создавать систему местной противовоздушной обороны.

Елена Сельцова: «Благодаря слаженной работе летчиков, зенитчиков, ни один снаряд на город Вологду не упал, а как известно в небе над вологодской областью за годы войны были сбиты 20 немецких самолетов».

Но авианалетам подверглась Северная железная дорога. А Вологда на этом пути была ключевым звеном — между фронтом и тылом. Транспортировали грузы, раненых, эвакуировали блокадников. По дороге жизни только с января по апрель 1942 года вывезли полмиллиона ленинградцев. Значение магистрали трудно переоценить, понимали это и немцы. Поэтому железнодорожные пути они бомбили с сентября 1941 года.

Анна Першина, старший научный сотрудник Государственного архива Вологодской области: «Самая усиленная бомбардировка немецкой авиации шла с северо-западного направления, сентябрь 1941 год, Ленинград уже находится — началась блокада Ленинграда. Что касается самой ближней станции, к Вологде, согласно карте бомбардировка была на станции Чебсара».

Больше всего пострадали направления Череповец-Бабаево-Тихвин, Грязовец-Пречистое, Сухона-Морженга-Вожега. 136 налетов только за два осенних месяца первого года войны. В государственном архиве Вологодской области хранится уникальный документ — схема бомбежек на северной железной дороге. Если посмотреть карту, становятся понятны масштабы разрушений. Синие отметки — пострадавшие станции.

Анна Першина, старший научный сотрудник государственного архива Вологодской области: «На СЖД были уничтожены немецкой авиацией железнодорожные мосты, телеграфные и телефонные линии, жилые дома, хозяйственные постройки всевозможные, водонапорные башни и само непосредственно железнодорожное полотно».

Все это нужно было восстанавливать, чтобы поставки не останавливались. Например, только из Архангельска за годы войны перевезли около 5 миллионов тонн сырья, продовольствия, боеприпасов — для фронта. Курсировали санитарные поезда. В их числе — легендарный 312.

Лилия Сенченко, пресс-секретарь Вологодского региона СЖД: «В начале налетов восстанавливали движение 6-8 а иногда даже 12 часов, но потом были сформированы 10 восстановительных поездов и летучек — маленькие восстановительные поезда на 2-3 вагона и восстановление шло гораздо быстрее — уже за 2-3 часа восстанавливали движение».

Модернизировать пришлось и сами паровозы. Угольные бассейны оккупировали и встала проблема топлива для железнодорожного транспорта. Решение нашел машинист вологодского депо Василий Болонин. Он предложил использовать дрова. Эту технологию в итоге распространили по всей стране.