Эскизы прогремевших на весь мир мультфильмов и пейзажи из разных уголков планеты увидят вологжане

Итальянские пейзажи, портреты жителей африканских племен и кадры из знаменитых детских мультфильмов. Свои работы привез в Вологду известный во всем мире художник, обладатель «Оскара» Александр Петров. В его первой ретроспективной экспозиции собраны иллюстрации, графика и живопись.

Языки ритуального пламени взмывают в небо и уносят с собой мольбы — вероятно о дожде и урожае. Передают их богам или предкам — так сразу за полетом творческой мысли не уследишь, нужно остановиться и размышлять — что именно ты видишь? К этому и стремится автор — заслуженный деятель искусств, ярославский художник-мультипликатор, известный во всём мире. Александр Петров говорит: своим творчеством не делает заявлений, лишь показывает жизнь.

Александр Петров, художник-мультипликатор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации: «Я постоянно учусь, я — вечный ученик. Есть уже состоявшиеся ученики, состоявшиеся художники, я ещё не состоявшийся, я думаю. Я в процессе».

И плоды этого непрекращающегося поиска теперь могут увидеть жители областной столицы. Первую ретроспективную выставку Александра Петрова — а это чуть меньше 150 работ — экспонируют в доме Корбакова. Но это не итог творческой биографии — уточняет автор, а желание поделиться наблюдениями. Здесь — иллюстрации к книгам, графические рисунки. Много пастели — в основном пейзажи Италии и Африки. И, конечно, живопись по стеклу. В этой технике художник пишет и свои мультфильмы.

«Суть, на самом деле, очень простая, то есть, это краска, которая наносится на гладкую поверхность. Краска может быть разных цветов, цвета можно смешивать».

Называют эту сложную технику необычно — «Ожившая живопись» —  вопреки словам автора, это уже своего рода заявление. Вот кадры из его знаменитой картины «Старик и море». В 2000 году вместе со статуэткой главной голливудской кинопремии «Оскар» она получила признание во всем мире.

Юлия Горелькова, заведующая отделом современного искусства Вологодской областной картинной галереи: «В таком объёме представлено  практически все его творчество. Пять фильмов, которые его прославили, большая часть из которых в виде этюдов или эскизов, она тоже у нас здесь показана».

Здесь — Хэмингуэевский Сантьяго высматривает рыбу. А недалеко от этой кубинской истории расположились наброски к новому проекту «Князь» — фильм о противостоянии предводителя древней Руси с завоевателями увидит свет примерно через 3 года. Кажется, в этих залах смешалось все — времена, события, народы. Но самое важное, то, с чего начинался творческий путь художника, не перепутать ни с чем.

Основная часть экспозиции — здесь, в отдельном зале, будто спрятана в полутьме. И не случайно — авторские повторения кадров одного из первых мультфильмов Александра Петрова — Корова. Такая почти интимная атмосфера настраивает на размышления глубоко личные — о смерти, быстротечности времени и, главное, о любви.

Этот мультфильм по рассказу Андрея Платонова Александр Петров создавал как дипломный проект. Вступил на дорогу ранее неизвестную, поэтому такого ошеломительного успеха картины не ожидал.

Но кроме готовой работы после месяцев труда ничего не осталось. И сейчас, спустя много лет, по заказу одного из издательств художник повторил часть кадров. Говорит, каждый из них его зрителю знаком, но не по фильму — дом, двор, полустанок и ... корова проникли с красками на стекло из жизни.

«Корова отдала нам все: молоко, сына, мяса, кожу, внутренности. Я помню нашу корову и не забуду»