Что будет с ценами на бензин, рассказали эксперты

Минэнерго России приняло срочные меры по предотвращению подорожания бензина и дизельного топлива, а также обеспечению рентабельности розничного бизнеса АЗС и стабильности на топливном рынке, пишет РБК.

«Как следствие, наблюдается заметное снижение ценового давления в оптовом сегменте рынка на биржевых торгах топливом», — отметили в министерстве.

Эксперты РБК Петербург оценили, как принятые правительством меры повлияют на нефтяной рынок в более далекой перспективе и что ждет российские АЗС в 2021 году.

Леонид Чурилов, вице-президент Российского топливного союза:
«Сейчас обсуждаются две меры стабилизации на оптовом рынке. Первая — корректировка демпферного механизма — метод сдерживания стоимости бензина при колебаниях цены на нефть; при высоких экспортных ценах государство выплачивает предприятиям компенсации; при низких экспортных и высоких российских — нефтяники перечисляют средства бюджету, от которого зависит рентабельность нефтепереработки; и вторая — увеличение нормативов поставок нефтепродуктов на биржу в рамках совместного приказа. Сложно сказать, достаточно ли этих решений для сдерживания роста цен. Хочу отметить, что цены на бирже в ожидании этих решений падали, а сейчас возобновили рост. Наверное, нефтяников не очень удовлетворили озвученные меры.

Необходимо насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами. Это удовлетворит спрос — и цены пойдут вниз. Цель эта может быть достигнута двумя способами. Первый из них — добиться снижения объёма поставок нефтепродуктов на экспорт. К этому есть предпосылки — цена на нефть пошла вниз, и для нефтяников экспорт может стать менее выгодным, чем поставка на внутренний рынок. В теории это может привести к снижению оптовой цены на топливо.

Второй способ, который реализуется сейчас через корректировку демпфирующего механизма, — добиться того, чтобы нефтепереработка стала прибыльной. Сейчас нефтяники по каждой произведённой тонне нефтепродуктов несут убытки. Именно поэтому они снизили объём производства топлива, что, в свою очередь, привело к росту цен.

Не выгодна и розничная продажа бензина. Например, если посчитать, за какую цену АЗС покупает бензин АИ-92 на оптовом рынке и посмотреть его розничную цену — то розничная цена окажется ниже. То есть, за каждый проданный литр бензина АИ-92 автозаправка несёт убыток. Считаю, что текущая ситуация на рынке требует безотлагательных и эффективных решений».

Олег Ашихмин, президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга:  «Обострилась ситуация с диспаритетом оптовых и розничных цен на моторное топливо в Петербурге. Оптовые цены не регулируются государством и сейчас заметно выросли, а розничные цены контролируются государственным регулятором — и у АЗС нет возможности их повышать. В результате АИ-92 розничные операторы уже вынуждены продавать в убыток.

Чтобы исправить эту ситуацию необходимо, чтобы объемы поставок топлива на Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу были достаточны для снижения оптовых цен. Сейчас этого нет, потому что нефтяным компаниям по их экономике не выгодно поставлять большие объемы на биржу. Чтобы им стало выгодно, правительство должно либо сделать демпфер более выгодным нефтяникам, либо снизить им налоговую нагрузку — понизить НДПИ, акцизы и экспортные пошлины.

Параметры демпфера сейчас не компенсируют диспаритет цен. Правительство пообещало снизить порог на 2,7 тыс. руб. за тонну, но, во-первых, по нашему мнению этого недостаточно, а, во-вторых, даже такая корректировка вступит в силу только с 1 мая. Но до 1 мая еще достаточно много времени — и некоторые розничные операторы могут не дожить до этой даты, поскольку их убытки стремительно растут. А оптовые цены на бирже продолжают расти — сегодня они опять увеличились на 300-400 рублей.

Сейчас идут интенсивные переговоры правительства с нефтяными компаниями, которые добиваются снижения налоговой нагрузки. От результатов этих переговоров будет зависеть судьба розничных операторов АЗС, у которых практически нет свободы маневра. Если в ближайшее время положительных для нефтяников результатов не будет и они не увеличат поставки на биржу, то независимые операторы АЗС могут уйти с рынка. Но дефицита топлива не будет».

Николай Королёв, директор по маркетингу и развитию сети АЗС «Фаэтон»:
«Текущая маржинальность розничного бизнеса достигла исторического минимума. Повторяется кризис 2018 года, но с более тяжелыми последствиями для розничного бизнеса. Меры правительства окажут на рынок частичный эффект, потому что ежегодная весенняя профилактика нефтезаводов не отменена. В этот период заводы сокращают объём производимой продукции или полностью закрываются, из-за чего на рынке образуется временный дефицит нефтепродуктов.

По моим оценкам, текущий кризис не закончится раньше июня 2021 года. Его окончанию будут способствовать два момента. Во-первых, сейчас экспортный паритет выше в среднем на 3 тыс. руб. за тонну, из-за чего может случиться обвал стоимости нефти, и её цена вернётся до $55 за баррель. Этот процесс ускорит возврат экспортируемого товара на внутренний рынок и насыщение внутреннего рынка. Если этого не произойдет, то планомерная история с загрузкой нефтеперерабатывающих заводов будет возможна только после того, как на всех заводах закончится профилактика.

Во-вторых, снижение индикативной цены на бензин в формуле демпфера на 2,7 тыс. руб. за тонну будет способствовать увеличению производства. Это закроет существующий дефицит нефтепродуктов, что несомненно позитивно отразиться на рынке.

Сейчас ситуация на рынке крайне тяжелая, особенно для независимых игроков рынка. Что касается наших цен, то мы находимся в конкурентной среде. Хоть мы не являемся компанией, регулируемой государством, нас регулирует рынок, на котором участвуют государственные компании. А они не поднимают цены выше инфляции, поэтому сейчас мы работаем с нулевой или отрицательной прибылью. Независимые топливные операторы вынуждены бороться за клиента, сохраняя конкурентные цены. Компаниям с государственным участием проще — они не поднимают розничные цены, так как могут их компенсировать через экспортные поставки.

Цены на розничном рынке в ближайшей перспективе повышаться не будет, так как уже были подняты на уровень инфляции в январе. Если цены будут повышаться, то не более чем на 0,5% от стоимости топлива».