35media.ru

В Вологде покажут спектакль с тифлокомментированием, в области появился свой специалист

Вологжанка Ольга Плисс, ставшая первым в области дипломированным специалистом по комментированию для незрячих зрителей, рассказала «Речи», как готовится и работает тифлокомментатор и что это дает тем, кто его слушает.

Картина словами

На практике это выглядит так. Незрячий зритель садится в зал и получает наушники. Он слышит реплики со сцены и комментарий в наушнике (тифлокомментатор находится в изолированном помещении с обзором сцены или закрытой кабинке в зале) — что делают герои и как они выглядят, как оформлена сцена. Казалось бы, все просто, но есть масса правил и нюансов.

«Главная задача тифлокомментатора — помочь незрячему человеку прикоснуться к искусству, — говорит Ольга Плисс. — Донести визуальный образ спектакля или другого действа, который в сочетании с репликами актеров, музыкой и звуковыми эффектами должен уже у зрителя сложиться в законченную картину».

Тифлокомментирование, которое стало обычным явлением во многих театрах Москвы и других городов-миллионеров, делает первые шаги в Вологодской области. Благодаря выигранному гранту в Вологде удалось обучить специалиста (в России их чуть больше ста) и получить оборудование, которое позволит приглашать на спектакли до 20 незрячих и/или слабовидящих зрителей. В рамках гранта они смогут посетить постановки бесплатно. До конца года запланировано 10 показов: двух спектаклей в Вологодском драмтеатре, «Жизнь человека» (16+) и «Баба Шанель» (16+), и трех — в областном театре кукол. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде» (0+), «Ханума» (12+) и «Парк культуры» (12+).

Дебют в качестве тифлокомментатора у Ольги Плисс еще только через месяц, но она уже несколько недель как с головой ушла в подготовку. Нужно многократно посмотреть спектакль в видеозаписи и его живую версию, вникнуть во все нюансы, составить текст комментария, который во время постановки может меняться.

«Существуют как рекомендации по составлению тифлокомментария, так и строгие правила и даже запреты, — говорит она. — Например, не перекрывать комментарием реплики актеров или значимые музыкальные фразы и звуки; не описывать того, что не видно глазу, не домысливать. Моя главная беда — обилие слов. Приходится по многу раз редактировать себя, чтобы добиться лаконичности».

Казалось бы, почему не записать тифлокомментарий заранее? Но спектакль — это не кинофильм, а сиюминутное искусство, которое творится здесь и сейчас.

Не только театр

Итак, комментарий должен был лаконичным, без лишних слов и эмоций. Тифлокомментатор — это не рассказчик замысла режиссера, не интерпретатор и не трактователь происходящего. Его описание должно быть сухим и беспристрастным, чтобы не мешать зрителю составить собственное мнение о постановке.

Он не может сказать «вошла красивая девушка», потому что это его личная оценка, и не может назвать ее имя, которое зрителям еще не оглашалось. И все словесные описания, необходимые для понимания происходящего на сцене, тифлокомментатор должен успеть вместить между репликами героев. Которые далеко не всегда оставляют паузы нужной продолжительности, особенно в самые драматические моменты.

«Иногда остаются какие-то секунды, в которые можно сказать только самое главное: «Он встал, пошел к креслу, взял книгу», — говорит Ольга Плисс. — Приходится выбирать самые важные моменты и сокращать свои слова до бесконечности. Для меня это болезненная вещь. Но потом я думаю, что зрячие люди тоже не все видят. Мы вообще склонны смотреть, но не видеть».

Чтобы получить больше времени для описания происходящего, тифлокомментатор намерена встречаться с незрячими зрителями за несколько минут до спектакля и рассказать об особенностях сценографии, костюмах и других важных вещах.

«Моя мечта — чтобы во всех театрах Вологодской области появились спектакли с тифлокомментарием, — говорит Ольга Плисс. — Сейчас наша задача — открыть для незрячих зрителей мир театра, чтобы им понравилось и появилась потребность ходить в театр».

К слову, работа тифлокомментатора не ограничивается театром, поле деятельности практически безгранично: концерты, фильмы, выставки, цирковые представления и даже спортивные соревнования.

«Для меня стало открытием, что мы многого не замечаем вокруг себя — какого цвета здания и вывески, во что одеты люди, какие деревья растут вдоль дороги, по которой ходим каждый день на работу, — поделилась наблюдением Ольга Плисс. — А для человека, который не может видеть, это настолько важно!»