О социальной политике и трансформации культурных проектов «Северстали» рассказала Наталья Поппель

Начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду компании «Северсталь» Наталья Поппель рассказала о социальной политике и трансформации культурных проектов компании.

— Наталья Анатольевна, расскажите, что за выставка начала свою работу в Доме Корбакова в Вологде?

«После долгого перерыва, который нам был создан внешними обстоятельствами, мы возрождаем, на самом деле, некоторую выставочную- культурную жизнь. Эта выставка из коллекции Алексея Георгиевича Егорова. При поддержке компании «Северсталь» это уже третий проект Вологодской областной картинной галереи. Поэтому это знаковое событие для всей Вологодской области и для компании «Северсталь».

— Мы все потихоньку возвращаемся к обычной жизни. Для всех пандемия стала неким испытанием, но мы увидели и очень много примеров невероятного сплочения перед лицом общей напасти. Это относится и к компании «Северсталь», которой были разработаны сразу несколько программ поддержки и очень оперативно внедрены в жизни.

«После того как на нас свалилась такая чума нашего века, она создала, конечно, очень сложные условия, самое главное было сохранить работоспособность производств наших непрерывных, очень значимых для страны, сохранить здоровье и жизнь своих сотрудников, жителей регионов присутствия. Поэтому, на самом деле, это была действительно огромная программа по поддержке регионов присутствия. Это касалось очень многих сфер жизни.

В первую очередь, это система здравоохранения. Мы дополнительно выделили 2,5 миллиарда рублей, чтобы поддержать систему здравоохранения и людей в трудной жизненной ситуации. Было очень много закупок средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования и очень многих вещей, которые касались именно здравоохранения.

Также, мы понимали, что очень пострадал малый и средний бизнес. У него было труднейшее положение, вплоть до того, что мы помогали карточками на продукты питания.  Помогали тем, кто был заперт дома и лишен жизненно необходимых продуктов, семьям с детьми. Это была особенная такая программа.

На самом деле, мы не приостановили наши социальные благотворительные проекты. Они все почти были реализованы. Даже те, которые должны были быть офлайн, например, такие как фестиваль в Череповце «Время колокольчиков». Мы его трансформировали в создание музея Александра Башлачева — такого знаменитого для всей России музыканта. То, что он родом с Вологодчины – это еще один такой сильный культурный акцент. Создали музей невероятно тонкий, изысканный, лиричный в Череповце. Мы надеемся, что это добавит культурной палитре Вологодской области новых красок.

— Расскажите еще об одном проекте в Череповце, связанном с рок-культурой.

«Совершенно недавно мы открыли в Русском музее фотовыставку «Ленинградский рок». Эта выставка очень близка Вологодчине и Череповцу, потому что Александр Башлачев принадлежит не только Череповцу и Вологодчине, а всей российской роковой культуре. Поэтому для нас было очень важно договориться с Русским музеем о том, что после Санкт-Петербурга эта выставка переедет в Череповец. У всех череповчан будет возможность через это фотографическое искусство, эпохальное для всех для нас, прикоснуться вот к этой части нашего культурного наследия».

— Не ожидается ли приезд и знаковых музыкантов?

«Правильный вопрос, действительно приедут. Мы вели переговоры с Череповецким музейным объединением о наших совместных планах на этот год и вообще на будущее. И открытие музея Башлачева в Череповце, это одно из самых притягательных мест. В ближайшее время приедет Владимир Кузьмин. И приедет Борис Гребенщиков, специально, чтобы побывать в музее и отдать дань своему музыкальному соратнику».

— Культурная поддержка компании в регионах присутствия не приостановилась, а трансформировалась?

«Да, это называется теперь таким современным словом —  трансформация.  Во-первых, на средства компании были созданы сотни проектов, которые онлайн создавали достаточно насыщенную, яркую, эмоциональную жизнь. Они позволяли как крупным музеям, таким как Третьяковская галерея и Русский музей, и  в том числе и Череповецкому музейному объединению, которое создало несколько десятков интересных программ онлайн, для того, чтобы люди, которые были заперты дома в таких трудных психологических условиях  могли иметь доступ к культуре.

Кроме того, мы помогли поддержать ещё целый ряд проектов, которые были трансформированы. Театральную жизнь. И даже в такие сложные времена, как только ситуация изменилась в лучшую сторону, мы и «Золотую маску» показали и в Череповце, и в Карелии.

Мы смогли очень гибко, быстро перестроиться. Быстро отреагировать и делать по максимуму то, что было ожидаемо людьми. Поэтому это такая, скажем так, особая совершенно школа. Вы сказали, что это испытание для нас для всех, но это и школа.

Например, программа музеи Русского Севера, которая состоит из большого количества программ. Она тоже трансформировалась. Она даже расширила круг участников. Смогли подготовить онлайн потрясающие программы, которые доступны для всех и по сей день. Они повышают профессионализм музейных работников на 12 территориях, включая, конечно, и Вологодскую область».

— Давайте поговорим о программе «Дорога к дому». В своё время она начиналась как череповецкий проект, потом вышла на уровень всей Вологодской области. И сейчас начинается, если можно так сказать, новый этап её развития, который тоже будет реализован сначала на череповецкой площадке, проект, касающийся молодежи.

— Есть программы, которые решают социальные проблемы, есть программы, которые очень сильно влияют на развитие социальной сферы. Чем более она развита, тем выше уровень жизни людей, тем меньше социальных проблем.

Поэтому, еще 5 лет назад, по инициативе Алексея Мордашова, мы начали работать с талантливыми детьми Череповца. Эта программа только набирает обороты. Тестируются все школьники. Выявляются их особенности. И далее, создаются специальные программы и естественнонаучного направления, и гуманитарного, для того, чтобы им помочь.

В самый разгар пандемии были проведены социальные исследования того, что происходит в нашей стране. Полученная информация шокировала всех. Много семей с детьми находятся ниже черты бедности. И у детей из этих семей нет возможности выйти из этой ловушки. Они так и остаются за чертой возможностей, которые открываются для других.

Алексей Александрович Мордашов в августе нам поручил разработать специальную программу для таких семей. Мы проанализировали ситуацию в Череповце и создали пилотный проект, который запустили уже в октябре, который назвали таким жизнеутверждающим названием «Молодежная парковка». Он будет реализован в Индустриальном районе, в котором, нельзя сказать, что он невероятно неблагополучен, но есть еще общежития, есть очень много семей, где родители работают по сменам и практически не видят своих детей, и очень мало детей, которые занимаются дополнительными какими-то занятиями, расширяющими кругозор.

Были разработаны специальные программы, которые позволят забрать детей с улицы, они им откроют другой мир, который дает образование, развитие, открытые какие-то знания, возможность коммуницировать с интересными людьми, получать возможности, которые есть у каждого, если человек мотивирован.

Этот проект уже начался. Дети прошли тестирование. Для того, чтобы появилась мотивация развиваться, с ними были проведены специальные занятия. К ним приставлены наставники, разработана индивидуальная программа. Есть три очень интересные площадки, которые, действительно, откроют перед ними новые горизонты.

Мы очень надеемся, что этот пилотный проект мы сможем потом распространять также, как и многие технологии «Дороги к дому». Для того, чтобы нашим детям дать благополучное, успешное будущее.

— В этом году исполняется 10 лет сотрудничества компании Северсталь с нашим замечательным, очень известным и любимым вологжанами и гостями музеем «Семёнково». Сама по себе цифра вроде бы небольшая, но с другой стороны она говорит о том, что это сотрудничество и выгодно, и эффективно, и полезно и для самого музея, и для компании

"Это абсолютно точно. Семенково – это жемчужина Вологодской области. Это удивительный коллектив энтузиастов, вовлеченных в музейное дело, в сохранение культурного наследия, которым обладает Вологодчина.

Я хочу сказать, что начали мы действительно 10 лет назад с маленького проекта по сохранению последней мельницы, которая была в деревне Борок. Я даже сейчас это помню, ее невозможно было вывезти, потому что не было дорог. И мы помогли вот с этой первой мельницей. А дальше пошло как открытая дорога в будущее. Этот музей выиграл несколько грантовых конкурсов музеев Русского Севера.