Совсем не Хатико — рецензия на фильм «Пальма»

В 1977 году Игорь Польский, улетая из московского аэропорта на новое место работы за границу, теряет ветеринарную справку своей собаки по кличке Альма. Без документа четвероногого друга отказываются взять на борт, и хозяин принимает решение улететь один. Собака прячется в аэропорту и каждый день встречает самолёты в надежде, что хозяин вернётся за ней.

На одном из таких самолётов прилетает 9-летний Коля, потерявший маму и приехавший жить в Москву к отцу-пилоту Вячеславу, которого почти не знает. На стоянке самолётов мальчик спасает собаку от службы безопасности аэропорта. От сотрудника аэропорта Нины Коля узнаёт, что она не расслышала как Польский обращался к собаке: то ли Альма, то ли Пальма. Мальчик решает звать четвероногого друга Пальмой, и пытается помогать ей встречать пассажиров с прилетающих рейсов.

Рецензировать хорошее кино сложнее, чем кино плохое. Куда интереснее обличать изъяны, нежели воспевать достоинства. Да и зачастую, хорошее кино не нуждается в поисках глубинного смысла — его можно описать парой предложений и заманить в кинотеатр пересказом эффектной сцены, упоминанием любимого актёра.

Можно пофантазировать, где могли бы оступиться авторы «Пальмы». Например, выстроить весь фильм вокруг печальных собачьих глаз, забить на развитие характеров и актёрскую игру, заглушить слёзовыжимательные сцены пошлой «грустнявой» мелодией и вынести своё творение на суд честной с лозунгом «Наш ответ Хатико». Благо, до этого не дошло и «Пальма» — действительно хорошее приключенческое семейное кино, без перегибов и полутонов.

Тем не менее с «Хатико» «Пальму» роднит то, что оба фильма основаны на реальных событиях. Оставленная в 1974-1976  годах во Внуково собака действительно несколько лет ждала возвращения хозяина, встречая каждый приземляющийся ИЛ-18, на котором он когда-то улетел. В 1976 году в «Комсомольской правде» об этом вышла статья Юрия Роста «Два года ждёт». В фильме даже есть ироничная отсылка к этой статье.

Вообще в лучшие свои моменты «Пальма» напоминает совсем не «Хатико», а спилберговский «Терминал», главный герой которого также застревал в аэропорту.  Через небольшие, зачастую юмористические сценки нам раскрывается кипучий мир аэропорта, в котором хватает как хороших, так и жестоких людей: за Пальмой не раз будет охотиться служба охраны. На её защиту встанут мальчик Коля, бывший пилот Тихонов в замечательном исполнении Владимира Ильина, его дочь, та самая Нина и отец мальчика, командир Лазарев. Коля, потерявший маму, обретает особую душевную связь с Пальмой, что не может найти покоя из-за пропажи хозяина, и эта сюжетная арка заставляет пережить целый спектр эмоций.

Александр Домогаров-младший, режиссёр фильма, проделал впечатляющую работу, взвалив на себя непростую для неопытного постановщика ношу - взаимодействие с актёром-ребёнком и с актёром-животным. И я даже не скажу, что из этого сложнее. Важно лишь то, что все участники съёмочного процесса выложились на все сто — что дебютант Леонид Басов, что овчарка Лили. Когда я смотрел на сцены с Пальмой, я забывал, что где-то за кадром невидимый дрессировщик отдаёт собаке команды, а это говорит о многом.

Домогаров-младший даже перевыполнил план — он сделал и мою работу, объяснив о чём на самом деле рассказывает «Пальма». Вот что он говорит в интервью РИА Новости:

«Эта простая история о предательстве и преданности – повод задуматься о собственной жизни, о том, что действительно ценно и важно. В наше время все продается, все предается. В себе это тоже можно поискать, никто не считает себя плохим, просто все мы живем по правилам этого мира, которые он нам диктует, – для карьерного роста, престижной работы. Сейчас „я“ важнее чем какие-то христианские ценности, и наш фильм с этого и начинается: человек у трапа бросает собаку, того, кто никогда в жизни не предаст, потому что его ждет работа мечты. И он делает выбор, очень современный. Главное сейчас – успешность, а потом уже все остальное: семья, дети, любовь, мы за чем-то все время гонимся, предавая порой своих близких».

«Пальма» — трогательный, тёплый, светлый и добрый фильм, идеальный для семейного просмотра. Да, он не претендует на какую-то глубину, но ему этого и не требуется. Как я писал выше, разбирать плохое кино интереснее, но рекомендовать хорошее кино гораздо важнее. Я рекомендую «Пальму».

P.S. Спасибо «Мори Синема Череповец» за предпремьерный показ фильма.

Константин Макаров.