35media.ru

Как работающим людям отказаться от пагубных привычек и сделать свою жизнь активнее

В области стартовала программа по укреплению здоровья на рабочем месте. Любая организация может разработать свой комплекс мероприятий и упражнений, благодаря которым сотрудники захотят изменить образ жизни. Все зависит только от желания работников.

Направить на путь оздоровления

Основная идея программы заключается в формировании у работающих людей мотивации к здоровому образу жизни, а также в борьбе с факторами риска: низкой физической активностью, нерациональным питанием, избыточной массой тела, табакокурением, пагубным потреблением алкоголя. Большую часть своего времени человек проводит на работе, поэтому мероприятия по оздоровлению приобретают исключительную важность. Это необходимо и руководителям предприятий, поскольку показатели эффективности зависят от состояния здоровья и психологического комфорта их сотрудников.

— Главная цель этой программы — формирование у людей мысли, что только они ответственны за свое здоровье. Если у человека нет желания заботиться о себе, то помочь ему никто в этом не сможет. Мы сами должны захотеть сделать свою жизнь лучше, — рассказала «Речи» Наталья Иову, специалист отдела развития муниципальных и корпоративных программ Вологодского областного центра медицинской профилактики.

Пока программу по оздоровлению работников активно реализуют в медицинских организациях и на промышленных предприятиях Череповца. Однако она направлена на все организации области.

— Разработка комплекса оздоровительных мероприятий носит рекомендательный характер. Мы не можем никого заставить выполнять эту программу. Письмо с рекомендациями было направлено в администрации городов и районов, а они, в свою очередь, должны разослать эту информацию руководителям всех предприятий. Следовать этой программе могут работники любой сферы деятельности, если у них есть желание и возможности, — продолжает Наталья Иову. — В наш центр уже поступают списки организаций, которые откликнулись на эту идею и готовы заняться оздоровлением своих сотрудников. Отчеты о выполнении программы принимаем раз в полгода.

Как ввести программу на своей работе

По словам Натальи Иову, в организации нужно провести собрание, на котором сотрудники и руководство обсудят важность программы по оздоровлению и примут единогласное решение о ее внедрении. Затем в коллективе сформируют группу из сотрудников, которые будут заниматься разработкой комплекса упражнений и мероприятий.

— Дальше на предприятии нужно провести опрос. В анкетах работники пишут, какими видами спорта они занимаются, какие у них есть заболевания, что их угнетает на работе и чего не хватает. На основании результатов анкетирования становится понятно, в каком направлении сотрудники хотят развиваться. Возможно, им необходимо избавиться от табакокурения, или больше двигаться, или заняться профилактикой хронических заболеваний, — говорит Наталья Иову. — Потом план мероприятий необходимо согласовать с руководством и назначить ответственных, которые будут контролировать его выполнение. Добавлю, что инициировать оздоровительные мероприятия может любой отдел, профсоюз или сам руководитель.

Из чего состоит программа

Программа по оздоровлению включает в себя три раздела. Первый — формирование медицинской активности. В него входят обязательная диспансеризация сотрудников, прохождение медосмотров, контроль показателей здоровья.

Второй раздел — создание здоровьесберегающих условий. К нему относятся инструктажи по охране труда, озеленение территории и субботники, обучение оказанию первой помощи.

И третий — самый большой — формирование у работников мотивации. На предприятии проводят производственную гимнастику, организуют спортивно-массовые мероприятия, совместное посещение бассейна, спортивного зала, лыжные прогулки, походы и т. д.

Некоторые мероприятия программы направлены на отказ сотрудников от алкоголя и табакокурения. К примеру, предлагается организовывать безалкогольные корпоративы, проводить консультации, касающиеся пагубного потребления спиртного. На рабочих местах вместо перекуров устраивать конкурсы и развлекательные перерывы. Также предлагается ввести систему штрафов и поощрений и открыть кабинет по оказанию помощи работникам в отказе от курения.

Также в программу включены меры психологической поддержки, способствующие улучшению атмосферы в коллективе.

— К психологическим мерам относится организация совместных мероприятий. Допустим, выезды коллектива на природу, клубы по интересам и другие. Организация тренингов по профилактике психоэмоционального выгорания. Только в этом случае необходимо пригласить психолога, если такового нет в штате. Также можно открыть телефонную линию психологической поддержки, — объясняет Наталья Иову. — Важно поощрять сотрудников за участие в программе по укреплению здоровья и за результаты, которых они добились. К примеру, руководство может компенсировать оплату путевок или абонементов в фитнес-клубы и спортзалы.

Физкульт-привет из СССР

Те, кто застал советские времена, помнят, как цеха, бюро и фабрики вставали на «паузу» ради того, чтобы выполнить производственную гимнастику. Считалось, что, получив прилив бодрости, рабочие станут лучше выполнять свои обязанности.

Комплексы упражнений для производственной гимнастики составляли с учетом особенностей трудового процесса. В нее входили упражнения двух комплексов: вводной гимнастики и физкультурной паузы.

Кроме того, рабочие прерывались на «физкультминутки», состоящие из двух-трех упражнений. Они применялись для решения тех же задач, что и упражнения физкультурной паузы, как правило, при напряженном умственном и тяжелом физическом труде.

Со временем эта традиция забылась, однако все еще может измениться. Начальник отдела организации медпомощи по Череповцу Людмила Дубовенко рассказала «Речи», что представители медицинского сообщества считают производственную гимнастику необходимым элементом в рабочем процессе:

— С участием медицинских организаций разрабатывается ряд проектов, направленных на возрождение физической активности работников. Потребность в производственной гимнастике по-прежнему актуальна.

Работающим с компьютером положен отдых

По санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам рекомендуется организовать рабочий день таким образом, чтобы работники могли выполнять задания с использованием компьютера и без него. Однако если работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов, ввод данных и т. п.) и исключает возможность другого вида деятельности, не связанного с компьютером, то работникам рекомендовано отдыхать по 10 — 15 минут через каждые 45 — 60 минут работы.