35media.ru

Куклы прописались в Трапезной палате Кирилло-Белозерского монастыря

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

В здании Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника строится выставка работ Народного мастера России Марины Васильевой «Окарина – глиняная флейта». В экспозицию вошли свистковые флейты, народные костюмы и куклы, созданные в единственном экземпляре.

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

Куклы Васильевой не для игры, они объект коллекционирования, предмет интерьера. Мастер с точностью этнографа пытается передать не только внешний облик родных её сердцу «черепан», «белозёр», но и особенности их пластики, движения, мимики, рассказали в Кирилло-Белозерском музее заповеднике.

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

Много лет Марина Николаевна работает над созданием отдельных кукол и целых серий, где, она пытается отразить региональные особенности костюма. Её этнографические куклы всегда за работой. Женщины и девушки прядут, или плетут кружева, или идут по воду, мужчины плотничают или косят траву, или работают за гончарным кругом.

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

Не меньший интерес представляют окарины мастера, коллекцию из которых она собирала более 30 лет.

«Окарина – это духовой музыкальный инструмент, или аэрофон, – рассказывает  Марина Васильева. – Она относится к классу флейт. Это свистковая флейта, имеющая замкнутый объем: в отличие от флейт в виде трубки – это флейта в виде сферы. И наконец, это флейта, сделанная из глины – глиняная или земляная сосудообразная свистковая флейта".

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

История окарины как полноценного музыкального инструмента началась со второй половины XIX века. Однако она имеет очень богатую предысторию. Инструмент, предшествующий окарине, ее прототип – глиняная свистулька – появилась, когда человек впервые научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. География находок весьма обширна – это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Американского континента. Примитивные свистковые инструменты играли в жизни наших предков значительную роль. Их применяли для звукового сопровождения различных религиозных обрядов и праздников, а также и как традиционную детскую забаву.

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

На Руси свистульки появились не позднее X века. Самые ранние экземпляры найдены Д. В. Милеевым на раскопках Десятинной церкви в Киеве. Более двадцати археологических находок свидетельствуют о массовом их изготовлении в Древнем Новгороде. Там найдены свистульки с двумя игровыми отверстиями в форме капли, птицы или коника. Но особую популярность свистульки приобретают в XIV – XV веках. В Москве при раскопках в устье реки Яузы на территории бывшей Гончарной слободы удалось найти 265 игрушек и фрагментов XVI — первой половины XVII века. На протяжении тысячи лет на Руси лепились глиняные птички, излюбленные коники, медведи, собаки.

Фото: Кирилло-Белозерский музей заповедник

Выставка будет работать в здании Трапезной палаты музея-заповедника с 20 февраля по 5 апреля 2021 года с 9:00 до 18:00. Выходной – понедельник.