35media.ru

Диана Минец стала «Цифровым учителем года» экспромтом

О конкурсе, подготовке и многом другом в интервью с Евгением Мокиевским рассказала Диана Минец.

— Что мотивировало на участие в конкурсе.

— Мотивация была такая. Если ты выигрываешь региональный конкурс, то автоматически попадаешь на российский. На региональный решилась, потому что в школе достаточно недавно и хотелось проявить и показать себя. У меня был пройден городской этап педагогического дебюта. Стаж был небольшой — 2 года. Я решила попробовать сразу на областной «Учитель года», как видите, получилось.

—  Как готовились к конкурсу?

— Я открою страшный секрет. Я не готовилась. Когда я туда ехала, у меня не было готово вообще ничего. Это была чистая импровизация. Я не люблю ничего делать заранее. Для меня дедлайн — это последняя ночь. Потому что только тогда приходят самые актуальные идеи.  Были какие-то мысли, я выступаю на Россию, у меня есть большая методическая копилка,  готовых ни уроков, ни методических мастерских, ничего вообще не было. Всё было в процессе. Тоже самое было и в региональном конкурсе.

— Как вы готовитесь к урокам?

— Учитель должен быть всегда готов, как пионер всегда готов. И в этом залог успеха. Заранее не можешь предугадать, какое настроение у класса.  И весь сценарий может пойти по-другому. Есть, конечно, какой-то багаж в голове. А дальше нужно подстроиться. Проложить связь. И даже Пушкин будет не так далек для нынешнего поколения от Оксимирона, если это сделать. Я смотрю на класс, где-то надо серьезнее, где-то шутливее. Это надо чувствовать. Нельзя ходить со сценарием готовым.

Как проходил конкурс «Учитель года — 2020»?

— Там было несколько этапов. Первый -  это методическая мастерская, то есть такое педагогическое портфолио. Потом был урок. Класс мы видели впервые. У меня был 10 класс. Волгоградские школьники, гуманитарии смешанные.

После первого этапа отсеивалось 70 человек. Оставалось 15. Затем был классный час и мастер-класс, и ещё 10 человек отсеивалось. Остаётся пятёрка.

Итоговое испытание — это пресс-конференция в режиме онлайн.  Задавали вопросы звезды, представители педагогического сообщества, учителя, школьники, родители.

После награждения, после объявления итогов, у вас была пресс-конференция с Путиным?

— Да, у нас была встреча с Владимиром Владимировичем.  До этого у нас был такой насыщенный день. С корабля на бал.  С утра была пресс-конференция, потом подведение итогов,  мы даже не успевали опомниться, и потом сразу же встреча. Весь день был расписан по минутам как у каких-то административных лиц.

Вам удалось задать вопрос президенту?

—  Был жёсткий протокол и ограниченное время, ввиду плотного графика президента. Нам удалось пообщаться в пределах часа. Это был больше отчёт, нам были представлены результаты работы в системе образования. С нами был Сергей Сергеевич Кравцов. С ним мы тоже пообщались, умудрились даже селфи сделать с ним.

Вопросы мы старались уступить больше сельским школам и регионам, например Магадан, Камчатка. Вопросы задавались касательно их деятельности. Вот Костя Зеленский из Магадана — историк, он вывозит детей на экскурсии. И он спрашивал про авиабилеты. Такой хороший вопрос. Девушка Алена с Камчатки тоже задавала вопрос о своём дальнем регионе. Мы договорились, что будем задавать вопросы, о том, что больше волнует.

— Что самое сложное было?

— Самое сложное — это было продержаться 12 дней в таком режиме, когда не спишь несколько ночей подряд, потому что нужно что-то подготовить выдающееся. Идеи какие то были, но в 4 утра переделываешь. И ещё проводишь уроки. И потом нужно прийти и хотя бы два часа поспать. Вот в таком режиме работали. Но в нем есть и свои плюсы. Вот сейчас изменился темп, и вроде, чувствуешь, что что -то не то.

— Вы получили номинацию «За мастерство в использовании информационных технологий». Как думаете, всё-таки онлайн выживет оффлайн?

— Это была номинация от Mail Group. Мы встречались с представителем,  правда это уже было постфактум на Ярославском вокзале, он специально ко мне приехал. А они, кстати, сейчас занимаются разработкой платформы для Министерства просвещения, вот именно собственной. Не Zoom, а чтобы была собственная платформа. Были предложены идеи, предложили курс записать.

У меня есть стойкое убеждение, если о школьном образовании говорить, то нет. А если о взрослом образовании, о курсах повышения, то это нормально. Сейчас так все живут. Страна первая в мире, которая через онлайн доп образование осуществляет — это Китай. И я считаю, что для взрослых обучение онлайн — это идеальный вариант. Да и школьникам, я своим часто советую , что вот смотри есть курс подготовка к олимпиаде от МГУ, есть вышка. Ты можешь бесплатно посмотреть — это шикарно просто.

Есть хорошая фраза с образовательного форума, учитель, который владеет информационными технологиями, он заменит учителя ими не владеющего. Сами по себе информационные технологии учителя не заменят, это не реально.

— Как много вы используете современных технологий в своей деятельности?

— Я их использую не постоянно. Есть кабинеты, где я работаю, там доска, мел и тряпка. Сейчас есть такое понятие, как «скрайбинг» или «скейчноутинг». Это такие визуальные заметки, когда ты лекцию можешь оформить. То есть, ты можешь рассказывать и параллельно схему рисовать, чтоб было визуализированно. Я была на «Городе образования» в Москве в прошлом году, и там была у нас встреча с представителем Skyeng. И вот пока встреча проходила, девушка рисовала на плакате, что там происходило. И в конце краткий конспект встречи был представлен. Это же тоже интерактивные технологии, они новые, они визуализируют весь процесс. Вот пожалуйста, это совмещается.

На уроках можно гаджеты использовать, планшеты. Я часто даю цифровые домашние задания. Но чтобы это было не в плане написать или переписать что-то. Нет, это не интересно. Пусть они сами создают инфографики, плакаты, карты, что-то на уровне простейших цифровых вещей делают. Тем более, им всем в вузы идти. Мои выпускники в вузах учатся и рассказывают, что мы на парах это делаем, создают портфолио. Поэтому я рада, что это пригодилось.

 Обратная сторона медали, когда школьники приходят на уроки с гаджетами самыми разными, включая часы. Вот как найти баланс между применением гаджетов в образовательном процессе на уроке и просматриванием социальных сетей?

— Сейчас вышли новые санитарные правила Роспотребнадзора, по которым телефоны запрещены, потому что у них диагональ не та. А вот планшеты можно использовать на уроках, но чтобы дети параллельно на уроке куда-то не залезали. Но вообще, у меня нет карательных мер, когда я пойду собирать телефоны, нет. Просто я считаю, что учитель должен быть интереснее. Поэтому на моих уроках нет такого, что они сидят и что-то смотрят в телефоне. На переменах, пожалуйста. Они даже мне могут какое-то видео показать. Сейчас, кстати, учителя активно осваивают ТикТок. У меня на днях был эфир с учителем из Челябинска. Математик теоремы за 15 секунд объясняет. У учителя должно быть чутьё. Если учитель интересен, дети не пойдут в ТикТок. Если мы чего-то не знаем, давайте узнаем. Давайте в какую-нибудь игру поиграем. Мне нравится приложение Castle Quiz. Там все предметы школьной программы. И вот на перемене можно сыграть с учеником, там по знанию текста, такая стратегия по захвату замка. Можно, пожалуйста, в формате парной игры на уроке, почему нет? Это используется уже.

— Чуть-чуть про современного учителя вы уже начали говорить. Учитель, когда я учился, и учитель, который сейчас, абсолютно разные.

— Школьники должны понимать, учитель — это тоже человек. Вот эта активная шумиха в прессе про все эти купальники и чего только нет — это нужно принять. Следующий момент, дети другие. Это поколение, которое немного другое. Они желают, чтобы на них обратили внимание. Вот эти все соцсети, это, на самом деле не от того, что они какие-то плохие, они ничем не хуже, чем предыдущие. Просто они другие и хотят чтобы на них обратили внимание. Они кричат вот этим таким позиционированием  себя в соцсетях.

Вот это важно, чтобы учитель обращал на них внимание. Вы знаете, у меня были разные классы, студенты в колледже. Если ты видишь в ученике человека равного, в плане как партнёра по коммуникации, то никаких проблем не будет. У меня никогда не было, что я не могу успокоить класс или не решить конфликтные ситуации. Учитель как актёр, он заходит и как-то нужно шутить и решать конфликтные ситуации, они могут на это провоцировать. Здесь главное не допустить ошибку.

 На встрече с Путиным вы тоже говорили про актерствоучителя. Театр одного актера получается, моноспектакль?

— Да, можно моноспектакль, можно и стену между разрушить, чтобы школьники тоже были, участвовали. Но это зависит от темы. Иногда вот проще, если ты приходишь и видишь, что у них такое настроение, то давайте мы поговорим. Давайте отвлечемся, чем насильно будем что-то изучать, давайте обсудим, что вас беспокоит, что случилось. Я всегда захожу и стараюсь отметить в ком-то что-то, им это приятно, это располагает к себе. Я стараюсь говорить не по принципу «делай как я, я вот такой пример для подражания», а «давайте делать вместе».

— Вопрос о творчестве, о сотворчестве. У вас есть авторская своя методика? И как вы преподаете?

— Ну вот мы очень много с детьми делали проектов цифровых. И у меня мечта опубликовать всё, что они сделали. У нас есть серия литературных инфографик. То есть, литература в инфографике. Вот это конкретно авторский контент. Они у меня очень много делали авторских квестов по творчеству Цветаевой, Блока. Мы даже проводили конкурсы, викторины. У меня девчонки были призерами. И гаджеты не были злом номер один. Пусть они будут нашими союзниками из серии кот Леопольд «давайте жить дружно». Пусть они нам будут на пользу. И для детей это будет понятно, что я могу для себя это использовать и мне это пригодится. Мы много делаем инфографик, какие-то вещи на основе тренажеров. Хочется это всё оформить. Мне предложил Skillbox Mail Пroup сделать курс. Наверное, это всё весной разрешится. То есть курс для учителей, как это все поэтапно создавать.

— Если бы вы стали абсолютным «Учителем года», что предложили бы министру поменять в нашей системе образования.

—  Абсолютный победитель, не абсолютный, тут, на самом деле, нам всем очень много удалось пообщаться с людьми, в том числе из Министерства просвещения, причём очень близко, очень много контактов. И ты вот включен в эту систему. И сейчас ты определяешь эту струю движения образовательную, которая будет.

Наверное, на что нужно обратить внимание,  школа — она должна быть включена в систему школа — колледж - вуз — работодатель. Это должно быть не номинально, какое-то партнёрство сетевое, где-то на словах. Это должно быть реально. Как система с банками проектов. Это должно быть включено в реальный логический процесс. В идеологию школы. Школа должна этим жить. И не потому что навязали, что вот вы будете экспериментальной площадкой, что сейчас мы вас тут всех бедных учителей, детей и директора этим донимать будем. Вот это первый момент.

Второй момент, надо как-то школы перестраивать от классно-урочной системы. Это прекрасно все было, советская система замечательная. Но сейчас другие реалии. Я вот сейчас отсматриваю тенденции европейского образования. В Дании есть школы, где есть пространства, коворкинг, когда они могут сесть вместе и  сказать «сейчас подумаем и что-то придумаем, скреативим». Это на самом деле самое ценное, когда они вместе садятся и обдумывают идеи. И чтобы учеба для них не была как наказание, что я 11 лет туда ходить буду. И чтобы они после не сбегали сразу же, а ещё хотели остаться. И в этом направлении наблюдаются определенные подвижки.

У сберкласса подобные идеи диверсификации заданий, там много творчества. И литература уже по-другому воспринимается, и русский. Не должно быть, что русский — это про ЕГЭ, буковки расставлять и запятые. А литература — это вот классика, которую они воспринимают как нафталиновую, и их уже тошнит. Нет. И остальные предметы, чтоб математика не отдельно, а которая в жизни пригодится. То есть эта практико-ориентированность должна быть на каждом уроке.