40 дней после катастрофы: в Мурманске почтили память экипажа погибшей «Онеги»

Близкие и друзья моряков, пропавших без вести в Баренцевом море, возложили цветы к причалу № 10 Мурманского рыбного порта. Отсюда «Онега» отправилась в свой последний рейс, пишет информационное агентство "Регион 29«. В  мемориальной церемонии также приняли участие сотрудники МЧС, которые были задействованы в поисковой операции.

Напомним, траулер, принадлежащий рыболовецкому колхозу имени Калинина, пропал в Баренцевом море неподалёку от Новой Земли утром 28 декабря 2020 года. Из 19 человек экипажа выжить удалось только двоим. Спасательная и поисковая операции по поиску 17 моряков, среди которых был один житель Архангельской области, результата не дали.

Основной версией катастрофы называется опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала. Предположительно, судно сильно накренилось, зачерпнуло воды бортом и перевернулось, после чего моментально пошло ко дну. Напомним, первая версия ЧП предполагала опрокидывание судна в результате обледенения корпуса.

Однако не исключено, что причиной ЧП стали оба фактора. Быстро намерзающий лёд утяжеляет надводную часть судна и уменьшает его осотойчивость. С учётом сильного ветра и волн нарушение баланса может стать критическим.

«Это действительно очень опасное явление, когда из-за низкой температуры, ветра и волн происходит обледенение палубной части судна, — рассказывает морской историк Олег Химаныч. — Лёд быстро покрывает палубу, рубку, мачты. И стремительно увеличивающийся вес льда надводной части нарушает остойчивость судна. И при сильном волнении или ветре оно может перевернуться».

Историк напомнил о ещё одной трагедии в истории Архангельского рыболовецкого флота, которая произошла в 1979 году. Траулер «Метрострой» вышел в Баренцево море, однако из-за штормовой погоды промысел шёл неудачно. В трюмах траулера было всего 35 тонн улова, а в цистернах 24 тонны мазута. Из-за слабой загруженности судно стало сильно штормить, началось обледенение корпуса. Двое суток экипаж беспрерывно скалывал лёд и боролся за живучесть. В последний раз «Метрострой» вышел на связь 5 февраля. Во время поисковой операции в квадрате промысла траулера удалось найти тела четверых рыбаков. Всего в экипаже траулера было 39 человек.

Главной причиной трагедии признали именно обледенение корпуса.

"В положении кверху килем траулер мог продержаться недолго, считанные минуты, а корабли и суда смогли бы подойти минимум через четыре часа. Гибель людей в зимнем штормовом океане была неизбежной", — рассказал Олег Химаныч.

В Архангельске погибшим морякам траулера «Метрострой» установлен памятник.