Подводная лодка в лесах Вельска: на юге Архангельской области может появиться уникальный музей

Итоги общественных обсуждений по выбору территории для установки подводной лодки «Нептун» — экскурсионной субмарины, построенной в единственном экземпляре на северодвинском «Севмаше» под закат СССР, подвели в Вельске. Она займёт место у Вельского военно-морского клуба.

Сейчас уникальный «Нептун», который Вельский военно-морской клуб получил в подарок на своё 20-летие, находится в Северодвинске, на закрытой территории. «Регион 29» рассказывает историю подлодки и отвечает на не самый тривиальный вопрос: «Как связаны подводные лодки и не имеющий прямого выхода к морю Вельск?».

Из Северодвинска на Антигуа

«Нептун», построенный по проекту 19730 «Ихтиандр», стал первым советским экскурсионным подводным аппаратом. Субмарину спустили на воду в 1990 году, её постройкой занимался северодвинский «Севмаш». Предназначена данная подлодка для проведения подводных туристических экскурсий.

«Нептун», имеющий длину в 28 метров, в свои лучшие году был способен развивать в подводном положении скорость до двух узлов. Предельная глубина погружения аппарата равнялась 60 метрам.

Как и любую другую субмарину, и «Нептун»  оборудовали  системами вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, уравнительно-дифферентной системой. На месте и штурманское оборудование, средства связи, наблюдения и управления, буксирное и швартовное устройства. Передвигался аппарат, изготовленный из стали толщиной 15 миллиметров, за счёт электродвигателей.

ЭПА «Нептун». Фото: Вельский военно-морской клуб

Изначально «Нептун» был одет в жёлто-белую ливрею. Кроме того, от тёмно-серых и «непрозрачных» атомоходов, на которых специализируется северодвинское предприятие, «Нептун» отличает наличие иллюминаторов — на каждом борту по 11 «окошек».

Экипаж подводного аппарата состоял из трех человек: капитана, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание туристов. Их в аппарат «помещалось» 44 — каждый иллюминатор был рассчитан на двух пассажиров.

В 1991 году «Нептун» прошёл ходовые испытания в Белом море, а уже в 1992 году для его эксплуатации создали российско-итальянское совместное предприятие «Нептун», учредителями которого стали центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», «Севмаш» и итальянская фирма Cortina, владеющая туристическим комплексом на острове Антигуа в Карибском море.

В начале ноября 1992 года экскурсионный аппарат с помощью лихтеровоза доставили на остров Антигуа в порт Сент-Джонс. Обслуживался «Нептун» российскими специалистами, подготовленными на «Севмаше». Свой первый рейс субмарина совершила 23 ноября 1992 года. Экскурсии на «Нептуне» могли проводится при волнении моря до двух баллов и скорости течения не выше одного узла. На Антигуа проводилось шесть-семь рейсов за день.

Повозив туристов по Карибскому морю, в 1996 году «Нептун» вернулся на «Севмаш» для ремонта и модернизации. Но из-за выявленных в ходе эксплуатации существенных конструктивных недостатков и высокой стоимости эксплуатации работы проводить не стали, а судно поставили на отстой. В начале 2010 его за 2,5 миллионов рублей купил частный инвестор. Планировалось, что «Нептун» переедет в Москву и уже в 2014 году станет кафе-музеем. Не сложилось, и из Северодвинска субмарина так никуда и не уехала. Но вскоре ситуация может измениться.

ЭПА «Нептун». Фото: Вельский военно-морской клуб

Город подводников Вельск

Что общего у, казалось бы, насквозь сухопутного Вельска и военно-морского флота? Оказывается, многое. Например, в Вельском районе родились шесть командиров атомных подводных лодок: Василий Кичёв, Николай Кичёв, Николай Ручьёв, Евгений Селиванов, Дмитрий Загоскин и Денис Едовин. Кроме того, в Вельском районе живут бывшие работники судостроительных предприятий Северодвинска, а районный центр поддерживает дружеские отношения с Беломорской военно-морской базой. Так что наличие в городе военно-морского клуба уже не должно удивлять.

Толчком к его появлению стала трагическая гибель АПЛ «Курск» в августе 2000 года. Тогда в Вельске прошёл митинг памяти экипажа погибшей субмарины, а затем его участники решили объединится в одну организацию.

Образовали Вельский военно-морской клуб уже в декабре 2000 года. Основу клуба составили 32 бывших военных моряка. Спустя два десятилетия он объединяет уже более 300 человек — моряков, морских пехотинцев, авиаторов, пограничников и корабелов.

«На протяжении 20 лет члены клуба ВМФ ведут неустанную работу по патриотическому воспитанию молодёжи и призывников Вельского района. Помогают ветеранам флота, свято чтут подвиги российских моряков и военно-морские традиции. При участии и по инициативе клуба ВМФ в районе построено четыре памятника вельским морякам и корабелам. Работают два кадетских класса», - рассказывается в статье за авторством члена клуба, капитана 1 ранга в отставке Николая Ручьёва.

В 2020 году клуб отпраздновал своё 20-летие. И тот самый «Нептун», который скоро может занять место на одной из улиц города, стал подарком на его юбилей. По словам исполняющего обязанности председателя клуба Николая Дектерёва, нынешний владелец подводного аппарата — некоммерческое партнёрство «Спортивно-туристический клуб по организации отдыха, развлечений и спорта „Чемпион“» — таким образом ещё и отметил успехи вельчан в военно-патриотическом воспитании.

ЭПА «Нептун». Фото: Вельский военно-морской клуб

"Владельцы «Нептуна» думали куда его пристроить. Были варианты с перевозкой его в Санкт-Петербург и даже Евпаторию. И в итоге наши друзья из Кронштадтского Морского музея рассказали, что есть такой Вельский клуб ВМФ, к которому можно обратиться", — говорит о субмарине Николай Дектерёв.

В октябре 2020 года представители Вельского военно-морского клуба съездили в Северодвинск, где посмотрели на «Нептуна» и встретились с представителями владельца. Затем было и обсуждение судьбы аппарата с администрацией Вельска и Вельского района, по итогам которого решили, что подводный аппарат надо брать.

В январе 2021 года в Вельске определились с местом, где «Нептун» встанет на «вечную стоянку». Но подводный аппарат надо ещё довезти до юга Архангельской области. По условиям «Чемпиона», субмарину надо доставить в Вельск целой, ни о какой, даже частичной, разборке речь не идёт. По словам Николая Дектерёва, который общался с транспортными компаниями, перевозка такого негабарита автотранспортом обойдётся в один миллион рублей. Сейчас в Вельске ищут необходимые средства. Один из вариантов — получение грантовой поддержки.

Опять же по условиям договорённости с «Чемпионом», «Нептун» нельзя будет использовать под объект общепита. Планируется, что если он всё-таки доберётся до Вельска, то в нём разместится военно-морской музей.

В настоящее время «Нептун», по словам Николая Дектерёва, всё ещё в собственности у «Чемпиона». Кроме того, согласно письмам, которая данная организация отправила в клуб и администрацию МО «Вельское», речь идёт о «совместном использовании» подводного аппарата.

В любом случае, в Вельске, судя по всему, серьёзно настроены заполучить субмарину. Она может стать уникальным и интересным объектом, который поможет развитию туризма на юге Архангельской области.