35media.ru

Как социальные игры с ребенком влияют на его поведение в школе в будущем?

Школьник расхаживает по классу на уроке, может песню спеть, поприседать, поползать под партами. Что делать? На этот вопрос ответила психолог благотворительного фонда «Дорога к дому» Елена Ливенцева:

— Достаточно частая ситуация. Конечно, в большей степени характерна для 1-2 класса, но в практике мы встречаем таких и 12-13-летних подростков с таким демонстративным развязным поведением. Они командуют прямо на уроке, при этом ответственность за себя взять им трудно. С чем же это связано? Я выделяю здесь две основные трудности. Первая – нарушение иерархии в детско-родительских отношениях. Вторая – слабое освоение социальных ролей.

Нарушение иерархии – означает, что ребенок не понимает авторитета, не понимает, что значит «кто-то старше», не понимает смысла. А на самом деле в этом понимании много пользы. Кто-то старше – значит, кто-то ведет тебя за собой, он оказывает тебе поддержку. Ты можешь придти к нему с любыми эмоциями, и он даст тебе опору, чтобы ты выдержал. У нашего «героя» этого нет. Почему так происходит? Потому что родители не чувствуют себя взрослыми людьми. Они зависят от настроения своего ребенка. Такое поведение формируется буквально с рождения, когда малыш просит кушать, а мама хватается за голову, ей кажется, что это катастрофа. На самом деле никакой катастрофы нет – нужно порадоваться, ты кричишь, ты так громко о себе заявляешь. Нужно быть расслабленной и дружелюбной и по отношению к семье, к мужу, ко всем, кто оказался рядом. Что уж говорить про мам, которые в детском саду вообще не могут пережить никакой ситуации – ни слез, ни истерик, ни капризов.

Элементарная ситуация – старший ребенок (6 лет) подговорил младшего (2,5 года) подойти и стукнуть маму. Мама рассказывает мне, что это вызвало очень много боли и обиды – как, почему? На самом деле этому может быть миллион причин. Старший ребенок может проверять уровень умственных способностей младшего, может проецировать свои эмоции. Но у мамы как у маленькой девочки огромная обида – как они так могут. Это все признаки нарушения иерархии. Этим вопросом должны заниматься родители, а никак не дети. Задача родителей – стать взрослым человеком и рассказать ребенку о том, как здорово быть под опекой взрослого, надежного, устойчивого человека.

Вторая причина – недоигранность детей в своей социальной роли. Школа — это социальный институт, где нужно принять на себя роль, поведение должно следовать этой роли. Примерно к 7 годам дети это хорошо понимают. Потому что они до этого очень много дома поиграли — в продавцов, покупателей, кондукторов, водителей. И они очень хорошо поняли, что роль обязывает делать определенные вещи. Например, ребенок понимает, что он может быть в плохом настроении, но роль продавца обязывает быть услужливым, вежливым, гостеприимным.

Наши дети дети сегодняшние — не доиграли. Они не понимают к первому классу, что такое роль. Они приходят в школу и не понимают — ну и что? А что учитель мне сделает? Пускай она меня усадит, а мне неинтересно. У них нет понятия о ролях, поэтому они не знают, за что зацепиться. В таких ситуациях часто рекомендую просто начать дома играть с ребенком в социальные игры. Дети обожают играть. Нам, взрослым, не хватает времени, чтобы играть со своими детьми. Если вы — родители детей от 3 до 6 лет — играйте, играйте, играйте. Если ваш ребенок уже первоклассник, то тоже нужно играть, ни в коем случае не срываться, не показывать свою власть, иначе он это усвоит. Усвоит, что нужно за счет власти добиваться всего, запугивать и угрожать.

Если ребенок будет чаще играть, то к третьему классу происходит дозревание. В это деле нужно иметь терпение, выдержку и настойчивость. Учителя могут говорить таким детям просты слова: «Я здесь, чтобы помогать тебе. Что ты хочешь? Провести урок?» Но здесь очень важен тон. Тон не испуганного человека, а спокойного взрослого, чтобы дать ребенку устойчивость. Может быть, придется повторить это и сотню раз, но это все же лучше, чем пугать ребенка социумом.