35media.ru

Как создаются костюмы для спектаклей Камерного театра

В декабре в Камерном театре прошла премьера новогодней сказки «Тайна исчезнувшей принцессы». Читатели, посмотревшие спектакль, были восхищены декорациями и костюмами героев и попросили рассказать, где моделируют и шьют наряды для персонажей, сколько человек занято в процессе, как долго он длится и так далее.

С вопросами наши журналисты обратились к Марине Брауловой — художнику-постановщику спектакля «Тайна исчезнувшей принцессы». Попросили рассказать на примере этой постановки, как в целом проходит работа над костюмами для спектаклей.

«В любом театре есть декорационный, пошивочный и бутафорский цех, — объясняет Марина. — Для этой сказки наши специалисты делали и костюмы, и декорации. Я, как художник-постановщик, нарисовала эскизы костюмов и декораций. Художники-декораторы Ирина Божко и Лариса Лебедева изготавливали мягкие декорации, расписывали мягкие и жесткие декорации. Художники-модельеры Елена Бушуева и Дарья Хорошавина шили костюмы. Дарью мы пригласили в помощь, потому что костюмов нужно было сшить много. Важная деталь костюма — головные уборы: например, у гномов или у волков без них не сложился бы образ. Головными уборами занималась художник-бутафор Елена Иванова».

Костюмы и декорации изготавливались приблизительно два с половиной месяца. Работа над постановкой началась еще летом.

«Это авторская пьеса, ее написал Григорий Веселов. Иногда он присылал наброски режиссеру Елене Баталиной, они вместе корректировали что-то, показывали мне, и я начинала думать над образами. Поэтому рисовать первые эскизы я стала с августа. А на технический совет в начале октября специалистам театра уже были представлены макет к спектаклю. Упрощенно говоря, модель декораций на сцене. Эскизы декораций и костюмов».

Еще на начальном этапе работы над эскизами специалисты обсуждают с режиссером, как будут существовать герои на сцене — будут ли они танцевать, много двигаться и т. д.

«Когда мы приглашаем актеров на примерку, всегда просим их подвигаться так, как они делают это на репетициях, чтобы проверить, удобно ли им. Для мальчика-гнома Тука (актриса Валерия Горелкина) я сначала собиралась предложить такую интересную обувь, как валеши (обувь из войлока). А для гномика валеши совсем не подошли, потому как он много кувыркается, очень активно двигается. Пришлось искать другую обувь, не такую колоритную, зато удобную».

Иногда, если того требует роль, для актера подбирают несколько пар обуви.

«Хореограф этого спектакля, актер Камерного театра Сергей Шарыгин, придумал для Батильды (актриса Татьяна Шестерикова) очень много сложных танцев и движений на сцене. Батильда встает на спины волкам. Крутит колесо, встает на спину своему мужу Брухельдону. Понятно, что на каблуках это сделать проблематично. Для Батильды по эскизу предполагались сапоги-ботфорты на каблуках. Но из-за сложной хореографии пришлось добавить к образу танцевальные джазовки (специальная обувь для занятий танцами), которые иногда надевались вместо ботфортов. По этой же причине большой сложный воротник Батильды Татьяна Шестерикова в некоторых сценах снимает».

Под конец спектакля главная героиня Клара (актриса Анастасия Миронова) перевоплощается, меняя наряд прямо на сцене. Чтобы актрисе было удобно, для ее «костюма под костюмом» постарались подобрать более тонкую ткань.

«Всего в спектакле задействовано 17 актеров, но персонажей больше. Для постановки было сшито 30 костюмов».

Прежде чем начинать пошив, нужно, опираясь на эскизы, подобрать и закупить необходимые ткани. Себестоимость одних костюмов получается высокой, других – значительно ниже, причем вовсе необязательно в ущерб качеству и внешнему виду.

«В театре за годы работы появляются запасы тканей. Поскольку в «Тайне…» гномы у нас «домашние», их образ предполагал немного потертые ткани. Часть тканей мы нашли в цехе, я их покрасила в нужный оттенок. И получилось недорого. А костюмы, для которых нужно покупать все полностью, обходятся недешево».

Чаще всего костюмы – одна из самых дорогих составляющих в большинстве спектаклей.

«Чтобы создать нашу сказку, работала большая театральная команда. Про наших художников я уже упомянула. Жесткие декорации изготавливал Сергей Чернев. И еще. Чтобы все на сцене блистало, сверкало и выглядело так, как нужно, очень важен театральный свет. За неделю до премьеры идет кропотливая работа над световой партитурой. Художник по свету — Игорь Кармазиков. Очень важна работа костюмеров и реквизиторов, чтобы и костюмы, и реквизит выглядели достойно. Наш реквизитор — Ольга Кададова, костюмер — Ганна Мухина», — напоследок добавила Марина Браулова.