35media.ru

Какие факторы, кроме курса доллара, влияют на стоимость товаров?

 Судя по высказываниям экспертов в федеральных СМИ, в наступившем году в России вырастут цены на продукты питания, алкоголь, бытовую технику, электронику, автомобили, обувь, одежду, косметические средства. Процент подорожания может варьироваться от 5 до 20 % на отдельные виды товаров.

Алкоголь и табак. С 1 января 2021 года повышены акцизы на крепкий алкоголь, игристое вино и шампанское, в результате чего цены на спиртное поднимутся. Стоимость водки вырастет на 5,7 % (с 230 до 243 рублей за 0,5 литра), коньяка — на 3 % (с 433 до 446 рублей за 0,5 литра). На бренди и другой алкоголь, произведенный из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного и вискового дистиллятов, минимальная розничная цена вырастет на 2,8 % — до 324 рублей за 0,5 литра. Минимальная розничная цена на игристое вино и шампанское поднимется на 3 % (до 169 рублей за 0,75 литра). Добавим, что минимальные цены на алкоголь Минфин устанавливает регулярно с 2009 года.

Вполне возможно, что весной этого года цены на алкоголь еще вырастут. Все дело в том, что в правительстве рассматриваются планы по переносу ответственности за переработку тары на ее изготовителей (сейчас этим занимается производитель товара). Если такое решение примут, то изготовители должны будут самостоятельно перерабатывать тару или же платить экологический сбор (тогда утилизацией займется государство). По мнению ряда экспертов, компании, производящие бутылки, столкнутся с увеличением их себестоимости, что спровоцирует рост цен на спиртное, разливаемое в стеклянную тару.

Повышен акциз и на табак. В результате средняя стоимость пачки сигарет вырастет со 120 до 140 рублей. Повышение акцизов на алкоголь и табак власти объясняют борьбой с вредными привычками россиян и пополнением бюджета.
Кстати, по данным Минздрава, из-за повышения акцизов доля курящего населения в России сократилась за десять лет с 39 до 28 %. Но эксперты предупреждают, что, так как легальный алкоголь и сигареты станут многим не по карману, это может привести к росту паленого спиртного и контрафактной табачной продукции. Например, доля «серых» табачных товаров может увеличиться на 10 – 20 %, так что никого пополнения бюджета добиться не удастся.
Сейчас продавать табачные изделия дороже максимальной розничной цены нельзя, а дешевле – можно. С 1 апреля вводится ограничение по минимальной цене пачки. В 2021 году она составит 107,78 рубля. Кстати, в Череповце можно купить сигареты за 40 рублей. С апреля их цена увеличится практически в три раза. То есть дешевых сигарет не будет. Но будет контрафакт.

Молочная продукция. В 2021 году начнется маркировка молочной продукции. Для чего она нужна? Во-первых, для борьбы с подделками. По марке можно узнать весь путь между производственным цехом и потребителем. Во-вторых, это ведет к прозрачности всех производственных и торговых операций для налогообложения. К концу 2020 года в обязательном порядке маркировались, в частности, меховые изделия, табачная продукция, обувь и лекарства.

Маркировка молочной продукции начнется с 20 января и поначалу будет добровольной. Обязательным этот процесс станет в три этапа:
1) с 1 июня вступают в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого;
2) с 1 сентября – по молочной продукции со сроком годности более 40 суток;
3) с 1 декабря – по продукции со сроком годности 40 суток и менее.

Как сообщает Минпромторг, для минимизации затрат при введении обязательной маркировки молочной продукции будут предоставляться льготные краткосрочные кредиты на приобретение кодов, обеспечение печати и техобслуживание оборудования для маркировки, а также льготные инвесткредиты на его закупку.

Одежда. С 1 января введена обязательная маркировка одежды и текстиля. В частности, нужно маркировать:
* одежду из натуральной или композиционной кожи;
* пальто, дождевики, куртки, плащи, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные текстильные изделия мужские и женские, а также для мальчиков и девочек;
* блузки, рубашки и батники, женские или для девочек, трикотажные или вязаные;
* белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
Отметим одну странность. Женские блузки и рубашки подлежат маркировке, а мужские рубашки нет. Постельное белье подлежит маркировке, а подушки и одеяла — нет.
Как мы знаем на примере лекарств, маркировка привела к росту их стоимости и дефициту. Правда, есть мнение, что существенную роль в этом сыграл повышенный спрос на медикаменты в период пандемии. На сколько именно подорожают «молочка» и одежда, пока непонятно. Вероятнее всего, рост будет как минимум на 20 %.

Добавим, что с 1 января в России введена обязательная маркировка ювелирных изделий, а еще через полгода продажу ценностей без маркировки запретят, сообщили в Минфине.
За нарушение обязательной маркировки товаров предусмотрена административная ответственность. Например, юридическое лицо за ошибки в маркировке либо ее отсутствие наказывается штрафом от 50 000 до 100 000 рублей.

Продукты. Сколько будут стоить другие продукты? Вероятно, цены продолжат свой рост. Как уже сообщал "Голос Череповца",  власти, производители и ретейлеры заключили соглашение, согласно которому цены на сахарный песок и подсолнечное масло зафиксированы до 1 апреля. Предельная цена первого не должна превышать в рознице 46 рублей за килограмм, а второго — 110 рублей за литр. Но непонятно, будет ли продлено соглашение. К тому же власти сообщают, что госрегулирование цен на продукты — крайняя мера. Есть еще одна опасность. Торговые сети вынуждены терпеть убытки из-за ограничения розничных цен на песок и масло. Как они будут их компенсировать? Скорее всего, повышением цен на другие товары.

Впрочем, есть еще несколько причин, куда как более важных.
* Инфляция. Согласно прогнозам экспертов, в 2021 году ее рост продолжится, хотя ЦБ РФ ожидал прохождения пика инфляции в 2020-м.
* Увеличение тарифов на энергоносители и услуги перевозчиков.
* Повышенный спрос на некоторые товары из-за коронавируса.
* Привязка стоимости отдельных продуктов к курсу валют.
* Повышение на мировых рынках цен на пшеницу.
Как именно вырастут цены, не очень понятно, но, судя по ожиданиям специалистов, подорожают, в частности, мука и хлебобулочные изделия – на 20 %, подсолнечное масло – на 15 %, сахар – на 35 %, чай, кофе – на 20 %.

Непродовольственные товары. В 2020 году бытовая техника, электроника, гаджеты, обувь, аксессуары, косметика, парфюмерия (импортного производства) в среднем подорожали на 15 — 20 % в связи с девальвацией рубля и сокращением складских запасов по старым ценам. Чего же ждать в наступившем году? Судя по всему, эта тенденция продолжится. Основными причинами повышения цен в сегменте непродовольственных товаров, вероятно, будут следующие:
* рост курса доллара и евро по отношению к рублю (пока трудно судить, каким он будет, но явных предпосылок, что рубль сохранит текущие позиции или резко укрепится, нет);
* несмотря на политику импортозамещения, доля товаров зарубежного производства довольно велика (если некоторые из них и производятся в РФ, то часть комплектующих импортируется);
* поднятие цен оптовиками и ретейлерами, причем рост идет не на процент падения курса рубля, а выше (дело в том, что в стоимость товара закладывают страховочный процент на случай дальнейшего повышения стоимости валюты).
Предположительно, бытовая техника подорожает на 13 – 15 %, компьютеры, электроника — на 9 – 10 %, обувь и одежда — до 5 %.

Продолжение здесь