35media.ru

Как распознать стресс у ребенка?

Уже два месяца жители Череповца, заботящиеся о гармонии в своей семье, познают секреты успешного общения с детьми, осваивают техники эффективного взаимодействия с ними и способы нахождения консенсуса. Благотворительный фонд «Дорога к дому» компании «Северсталь» запустил в сентябре проект «Родительское просвещение», участники которого получают ответы на актуальные вопросы. И как выяснилось, для многих родителей стало открытием, что у детей тоже может быть стресс. О причинах, признаках и проявлениях стрессовых состояний «Голос Череповца» беседовал с Ольгой Ляшенко, медицинским психологом проекта «Выбери жизнь» БФ «Дорога к дому».

О проекте. Напомним, проект «Родительское просвещение» направлен на то, чтобы научить родителей строить гармоничные отношения в семье, преодолевать трудности воспитания ребенка в кризисные периоды, поддерживать детей по мере их взросления, разрешать конфликты между детьми разного возраста и пр. С сентября 2020 по июнь 2021 года для родителей пройдут лекции и тренинги с различным наполнением: деловые игры, беседы, работа с фотографиями.
Курсы состоят из четырех тематических блоков по 10 занятий в онлайн-формате. Ежемесячно проводятся вебинары на актуальные темы и индивидуальные консультации специалистов. Кроме того, при необходимости экстренной психологической помощи можно обратиться в службу круглосуточного психологического онлайн-консультирования на сайте dorogakdomu.ru.

«Ошибочно принято считать стресс явлением из мира взрослых, — говорит Ольга Ляшенко. — Родителям часто кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что происходит вокруг него, или, наоборот, уже достаточно взрослый, чтобы справиться самостоятельно с трудностями большого мира. Но если внимательно отнестись к тому, что происходит в мире детства, то можно заметить, что ребенку пройти этот путь, не испытав стресс, невозможно. И не столь важно, сколько лет ребенку: грудничок или подросток – все дети сталкиваются с ситуациями, способными вызвать стресс».

Как пояснила Ольга Викторовна, большинство ученых понимают под стрессом неспецифический (то есть естественный) ответ организма на разнообразные физические, психические или эмоциональные раздражители: болезнь, конфликт, переезд, новое место учебы или работы, праздник, соревнование и т. п. Негативные события вызывают отрицательный стресс, приятные переживания – положительный.

Три стадии стресса:
1. Тревога. Организм приходит в состояние возбуждения (мобилизации) в ответ на причину стресса. Свое состояние человек описывает как волнение, дискомфорт, тоску, напряжение или вообще не обращает на это состояние никакого внимания. Но уже на этой стадии организм пытается приспособиться к изменяющимся условиям, справиться со стрессом, преодолеть его.

2. Сопротивление. На этой стадии зачастую удается несколько компенсировать ущерб от воздействия причины стресса, в некотором смысле приспособиться к ней, включить защитные ресурсы. Организм пытается найти выход из сложившихся обстоятельств.

3. Истощение. Организм под действием стресса начинает истощаться, эмоциональное истощение переходит в физическое. То есть организм настолько устал, что просто начинает болеть.

Стрессовая реакция проходит три стадии и при отрицательном и при положительном стрессе.

Откуда что берется. По словам психолога, есть немало ситуаций, которые могут вызвать стресс у ребенка. В частности, все то, что является прямой угрозой жизни и безопасности: военные действия, катастрофы, болезни, сексуальное или физическое насилие, неожиданная смерть близких и т. д.

«Но в современном мире для детей существует и множество других причин для стресса, — говорит Ольга Ляшенко. — Среди них: расставание с близкими, переезды, частые конфликты в семье, напряженная ситуация дома, невнимание со стороны родителей или чрезмерное внимание, частая критика со стороны значимых взрослых (родителей, воспитателей, учителей), конфликты со сверстниками, непринятие в новом коллективе, большие нагрузки (психологические или физические), частые ситуации соревновательной или оценочной деятельности, резкая смена режима дня, чрезмерное увлечение агрессивными компьютерными играми или фильмами и так далее».

Причиной стресса в разном возрасте могут стать разные обстоятельства.

* Для детей от года до трех лет важное значение имеет эмоциональное состояние родителей, обстановка в семье, удовлетворение основных потребностей (еда, тепло, защита), поддержка в первых стремлениях к самостоятельности. Некоторые малыши в этом возрасте начинают посещать детский сад, что является довольно тяжелым испытанием и для ребенка, и для его окружения.

* С трех до семи лет важными становятся социальные и педагогические ситуации, а также обстоятельства, в которых ребенок может проявить и развить инициативность и самостоятельность. Большое значение имеет включенность в новую социальную среду, поддержка и присутствие родителей, принятие сверстниками. Неудачи в этих сферах являются наиболее стрессогенными.

* Для младшего школьника (6 — 12 лет) наиболее стрессогенными становятся ситуации, связанные с процессом обучения, успеваемостью, вхождением в новую социальную роль ученика, взаимодействием со сверстниками, учителями, очень важна поддержка со стороны родителей.

* У подростка (12 — 17 лет) стресс идет рука об руку с процессами самоопределения, формирования идентичности, поиска себя («Кто я?», «Я не такой как все»). Непринятие в группе сверстников (особенно, если он очень хочет быть в этой группе), неудачи во взаимодействии со старшими ребятами, в учебе, несоответствие ожиданиям родителей, отсутствие поддержки и принятия с их стороны, частая критика со стороны значимых взрослых — все это может вызывать стресс.

Признаки стресса. Существуют некоторые признаки, по которым можно понять, что ребенок не справляется и ему нужна помощь.

«Обратите внимание на его поведение, — говорит Ольга Викторовна. — Повышенная раздражительность, перепады настроения, вялость или чрезмерная активность, суетливость, отказ от общения или, наоборот, активный поиск поддержки, повышенная утомляемость, пониженный фон настроения, снижение успеваемости, рассеянное внимание, появление привычек в виде обкусывания ногтей, сосание пальца, наматывания волос на палец и т. п. Находясь в стрессовых ситуациях, дети до 12 лет, бывает, не хотят расставаться с родителями, как будто цепляются за них, может доходить до истерики. В этом возрасте дети иногда могут переносить стрессовые события в игру, проигрывать их, нередко просто забывают часть событий, связанных со стрессом. Подростки (с 13 лет) в некоторых обстоятельствах переживают стресс так же, как взрослые, но разница в большем проявлении импульсивности и агрессивности. Часто испытывают одиночество, тоску, беспокойство, страх и другие негативные эмоциональные состояния. Также в подростковом возрасте к признакам переживания стресса можно отнести агрессию и другие нарушения поведения, например неуместные действия сексуального характера, самоповреждения, злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками».

Без допросов. Если родители замечают признаки стресса, прежде всего нужно обсудить с ребенком сложившуюся ситуацию. Постараться выяснить, что произошло, с кем, кто участвовал в событиях, какие эмоции переживал ваш ребенок, в каком состоянии находится сейчас.

«Но не стоит устраивать допрос, — предостерегает психолог. — Если несмотря на оказанную поддержку родители замечают, что поведение ребенка не меняется – он все больше замыкается, истощен, снижается уровень активности, интересов, излишне агрессивен, появляются самоповреждения и т. д., – это повод обратиться к специалисту: психологу, врачу-психиатру, врачу-терапевту. Квалифицированный специалист окажет помощь, даст рекомендации по дальнейшим действиям».