Как отличить фейк от правды

Фейковая новость или любая недостоверная информация может появиться практически на любом интернет-ресурсе. Конечно, у профессиональных СМИ уровень надежности выше, чем, например, у социальных сетей. Часто пользователи соцсетей, сами того не осознавая, копируют себе на страницу частично или полностью недостоверную информацию, при чем сами об этом не подозревают.

Есть несколько правил проверки недостоверной информации:

Проверка информации в нескольких источниках.

Аналогичная информация должна быть не менее чем в трех не зависимых друг от друга источниках. Например, если в социальной сети в городских пабликах или на личных страницах была выложена информация о пропаже ребенка, то ее нужно проверить в группе поисковых отрядов, попытаться найти аналогичную информацию в местных интернет-СМИ и на личных страницах родственников в социальной сети. А уже потом можно транслировать ее себе, желательно из первоисточника.

Наличие фактов.

Все зависит от темы, но в целом должны быть указаны реальные имена, место расположения (город как минимум, а лучше конкретная организация), средства связи (желательно, не сотовые телефоны), источник, из которого получена информация, мнение эксперта. К примеру, новость о том, что в школе произошло массовое отравление детей наркотическими препаратами в виде конфет с тяжелыми последствиями должна включать упоминание конкретного города (номер образовательного учреждения может быть не указан), дату происшествия, известные подробности, комментарий представителя правоохранительных органов либо школьной администрации, лечебного учреждения с указанием имени и должности комментируемого, отсутствие эмоциональной составляющей. Чем меньше фактических данных, тем больше шансов усомниться. Новость подобного характера «Внимание всем родителям! Скажите своим детям! В школах детям дают наркотики под видом жевательной конфеты! Только что знакомая директор школы сказала, что у них увезли 10 детей с тяжелым отравлением, они в реанимации!» — явный фейк.

Полнота информации.

Под данным критерием подразумевается в первую очередь предоставление фактов и избегание суждений и недомолвок. Лингвистическим показателем отсутствия полноты информации могут служить следующие фразы: «Говорят…», «кто-то заметил…», «относительно недавно, не так давно…», «принято считать…» и т. д. Подобное построение структуры предложения говорит либо о том, что автор не владеет информацией, либо осознанно не стремится ею делиться. В обоих случаях шанс недостоверности информации или ее излишней субъективности достаточно велик.

Первая дата публикации.

Часто новость совсем не новость, а фейк, которому уже несколько лет или месяцев. Как проверить? Копируем небольшую часть основного текста новости и вставляем в любой поисковик, смотрим, когда появилось первое полное или частичное совпадение с данной новостью. Если больше, чем неделю назад, то перед вами информационный вброс.

Авторитетность и репутация издания, которая определяется оперативностью и периодичностью его выхода, отсутствием заинтересованности источника информации в ее содержании и цитируемостью источников другими СМИ. Чем выше репутация, авторитетность источника, его объективность, оперативность и регулярность обновляемого контента, тем он будет более достоверен.

Отсутствие противоречий не только в разных источниках, но и внутри самого информационного сообщения. Как уже указывалось выше, противоречие фактов друг другу внутри одной статьи (цифр, событий, персонажей, мест), различие между данными заголовка и контента статьи, путаное и нелогичное изложение событий могут являться признаком наличия недостоверной информации.

Наличие комментариев читателей и очевидцев события.

Комментарии (которые возможны лишь в интернет-среде, определяя тем самым её преимущество по сравнению с другими) позволяют существенно расширить базу знаний по проблеме, изложенной в статье, обратиться к другим материалам (если представлены гиперссылки), а также провести комплексный анализ ситуации. К примеру, если даже авторитетное СМИ пишет, что зарплата учителя в школе равна 100 тысяч рублей, возможно, стоит обратить внимание на комментарии, которые расскажут совсем о другом. Верить чему-то одному нельзя, главное — уметь соотносить факты и анализировать информацию, пишет портал «Липецкое время».