Технологии — выход из кризиса

Московский международный форум инновационного развития 2020, проходящий с 19 по 21 октября в онлайн-формате, собрал на одной площадке инвесторов и основателей стартапов, представителей власти и владельцев бизнесов. Один из главных вопросов, на которые участники форума должны дать ответ: готовы ли мы к изменившемуся миру?

О том, как повлияла пандемия на бизнес, как компании адаптировались к изоляции, какие уроки преподал бизнесу COVID-19, рассказал на форуме Алексей Александрович Мордашов, председатель Совета директоров компании «Северсталь». Тезисы его выступления приводит пресс-служба компании.

Парадоксы кризиса

Отвечая на вопрос, как бизнес адаптировался к реальности, отмечу, что по-разному. У «Северстали» есть разные бизнесы. Онлайн-торговля показала очень существенный рост. Эксперты прогнозируют 20-процентный рост онлайн-торговли в этом году, однако онлайн-продажи в «Ленте» и в «Утконосе», тех ритейлерах, которыми мы владеем, за шесть месяцев выросли на 147%. Мы видим бум спроса на их услуги. С другой стороны, туристическая компания TUI, как и вся туристическая отрасль, переживает тяжелейшую ситуацию. Рынок упал больше чем на 90% и, по сути, находится в замороженном состоянии.

Отмечу, что оказавшись в ситуации, вызванной пандемией, мы увидели оправданность обладания разного рода активами в одном портфеле. Выживать гораздо проще всем вместе: возникает синергетический эффект между разными бизнесами. Например, медицинский бизнес, который у нас есть, серьёзно помогал и помогает в сложившейся обстановке.

Нужно уметь меняться

Способность трансформироваться необходима каждому бизнесу всегда – безотносительно к рыночной ситуации. То, что принес нам COVID, – это не изменение тенденций, а, по сути, продолжение их, только в новых обстоятельствах. Кризис – это часть нашей жизни. Скорость реакции компании на кризис, способность адаптации во многом зависят от того, в какой момент компания уловила тренды, насколько была готова меняться ещё до кризиса. Нам всем нужно уметь быстро меняться, видеть тенденции и оперативно реагировать на них.

То, что приходит диджитализация, понимали все, но реагировали на это с разной скоростью. В «Северстали» и других компаниях «Севергрупп» приняли план трансформации, включавший в том числе цифровую трансформацию, два года назад. Мы устойчиво и активно двигались в этом направлении, что очень помогло нам.

Уроки COVIDа

Жизнь подтвердила старую добрую истину: любой бизнес существует благодаря клиентам, поэтому надо о них заботиться. В условиях COVIDа это стало ещё более важно, чем раньше. Сегодня мы жёстко сфокусированы на том, чтобы помогать клиентам, понимать их нужды. Такая позиция оправдала себя в условиях COVIDа. Многие наши клиенты нуждались в помощи; у них изменились потребности, а для нас было чрезвычайно важно следовать за этим спросом. Нельзя сказать, что мы преуспели в этом, но, тем не менее, «Северсталь» сохраняет 100-процентную загрузку мощностей и по-прежнему показывает самую высокую рентабельность по EBITD-е среди всех металлургических компаний мира.

Второй очень важный урок состоит в том, что необходимо активно использовать инструменты цифровизации. Когда грянул COVID, нам удалось за считанные дни перевести на дистанционную работу огромное количество сотрудников. Очень важно было защитить жизнь и здоровье людей. Мы очень быстро смогли применить системы защиты людей и избежали массовых заражений.

Ещё один важный урок – своевременное освоение технологий, в частности, цифровизация. Наши работники, например, используя очки дополненной реальности и следуя советам специалистов, которые не могли приехать в Россию из-за рубежа, смогли наладить сложное технологическое оборудование.

Мы много времени и сил потратили на обучение персонала, на создание системы, позволяющей быстро реагировать на нужды клиентов, на привлечение идей и специалистов из внешнего мира. В итоге наша бизнес-система и специалисты, которые в ней работают, показали чрезвычайную эффективность, скорость реакции, гибкость. Я благодарен сотрудникам, которые много сделали в сложной обстановке для адаптации к новым условиям. Вместе мы сработали быстро, эффективно, решительно, энергично.

Что беспокоит бизнес?

Ещё до COVID-19 в мире усилились протекционистские тенденции, к сожалению, и сегодня они никуда не ушли. Мы видим, что обострился протекционизм, движимый политическими мотивами. Противостояние в торговой сфере между США и Китаем несёт в себе очень серьезные риски для мировой экономической системы.

Из-за COVIDа снятие барьеров не происходит, и мы видим сжатие мировой торговли. По прогнозам Всемирной торговой организации – примерно на 10%, что очень серьёзный вызов для всех нас. От мировой торговли зависит благосостояние огромного количества людей. Порядка половины ВВП России – это экспорт и импорт.

Мы не должны позволять протекционизму усугубить сложную экономическую ситуацию, которая находится под серьёзным влиянием пандемии. Необходимо усилить безопасность в международной торговле, это возможно за счёт того ряда мер, которые сегодня применяются на базе цифровизации. В частности, благодаря усилиям Федеральной таможенной службы по внедрению цифрового декларирования мы уже можем себе позволить бесконтактную обработку товаров.

Одна из наших важнейших целей – оставаться открытыми миру и поддерживать свободу международной торговли, избавляться от политических барьеров в торговле. Мы можем использовать технологии, которые позволяют предлагать услуги и товары, обеспечивать трансграничное движение грузов, снижая риск распространения пандемии.