Участники Арктического форума искусств обсудят, как спасти мир

Арктический форум искусств, тема которого в этом году — «Экосистемы невидимого», — проходит не напрямую в Архангельске, как в первые три раза, а в глобальном онлайн-пространстве.

Его из разных частей страны и Европы организовали четыре куратора. К участницам проектного бюро Arctic Art Institute (Арктический институт искусств) Екатерине Шаровой (Архангельск/Норвегия) и Кристине Дрягиной (Архангельск), стоявшим у истоков форума, присоединились Анна Биткина и Мария Вейц из Творческого объединения кураторов ТОК (Санкт-Петербург).

В этом году задача форума — объединить художников, кураторов и исследователей из разных областей знания, по-своему изучающих Север, пишет «Регион29». По словам сокуратора форума Екатерины Шаровой, четвёртый форум органически вырос из трёх предыдущих. И на этом форуме кураторы представят книгу «Север 2.0. Современная культура и искусство» — собрание текстов о людях, которые в своём творчестве переоткрывают Север, — тоже итог работы за несколько лет.

«Три темы предыдущих форумов — «Телесное знание», «Медленная культура» и «Карты смыслов» — напрямую связаны с теми вопросами, которые будут обсуждаться на форуме сегодня, — отметила Екатерина Шарова. — Когда я в 2016 году приехала в Архангельск из Норвегии, я своей задачей как куратор ставила производство современного искусства и попытку понять, кто мы такие. Тема этого форума — «Экосистемы невидимого». Что такое экосистема? Когда мы начали работать, мы столкнулись с тем, что этой экосистемы для производства современного искусства у нас нет. Её и сегодня практически нет, если сравнивать с Москвой, с Норвегией: нет арт-критиков, нет институций. В этом году мы представим публикацию, в которой собраны итоги резиденции за 2015–2019 годы. Мы приглашали большое количество художников: Владимира Чернышева и Артёма Филатова из Нижнего Новгорода, Элайзу Харди Джонс из США и многих других. Мы не просто привозили художников, мы всегда создавали условия для встречи. Мы объясняли художникам, зачем им ехать на Север, и местным жителями, — что вообще происходит, почему это интересно».

Екатерина Шарова и Кристина Дрягина на форуме 2018 года. Фото Артёма Келарева.

Форум открылся на своей онлайн-платформе виртуальной архивной выставкой «Возвращение», на которой представлены малоизвестные работы художников, изображавших быт коренных малочисленных народов Арктики. Её совместно с музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» организовала куратор Кристина Дрягина.

В вэб-галерее собраны работы за период с 1930 по 1995 годы. Их создали семеро художников: Мария Выучейская, Михаил Няруй, Константин Панков, Тыко Вылка, Григорий Рябоконь, Георгий Елфимов и Прокопий Явтысый.

«Интерес к теме выставки возник у меня в период обсуждения объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, — рассказала Кристина Дрягина. — Я хотела показать, как искусство и культура могут говорить о важных социальных и политических процессах и увидела это, например, в работах художника Тыко Вылки. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Интересно создание социальных связей и отношение к природе у коренных народов. Общая картина мира в их представлении даёт совершенно другое восприятие происходящего вокруг, а в частностях представляет собой созидающий, терапевтический опыт. Мне бы хотелось видеть его учтённым в ситуациях, происходящих вокруг нас сегодня».

Акварель «Поездка на оленях» Константина Панкова.

Центральным событием форума станет трёхдневный онлайн-симпозиум «Взаимозависимость как необходимость», который состоится 16–18 октября. Толчками к его организации стали пандемия коронавируса и участившиеся в последнее время экологические катастрофы.

«До пандемии будущее представлялось продолжением настоящего, оно было относительно понятным, — отметили кураторы. — Теперь оно снова перестало быть понятным, и нам нужно обсудить, каким мы хотим его сделать. Мы видим угрозу, — экологическую, политическую, связанную с тем, что в очень многих странах курс становится всё более консервативным, — и чувствуем потребность защитить демократические ценности, которые формировались в послевоенный период».

Анна Биткина и Мария Вейц.

Вопросы, которые будут обсуждаться на симпозиуме, вполне достойны генеральной Ассамблеи ООН.

«Мы как кураторы видим свою задачу не только в нахождении в поле искусства, но и в соединении искусства с другими областями жизни, — отметила Мария Вейц. — Пандемия и кризис, который за ней последовал, обнажили все связи, созависимости и взаимозависимости между разными людьми, областями жизни, человеком и природой, разными государствами. Поэтому мы и приглашаем к разговору людей из разных областей знания, чтобы комплексно обсудить эту масштабную тему. У нас есть кураторы, художники, исследователи, журналисты, политологи, потому что эта тема и политическая, и культурная, и экономическая, и экологическая, вообще общечеловеческая».

По словам Анны Биткиной, у симпозиума две практических стороны.

«С одной стороны, мы стремимся разобраться, какими процессами пронизана наша социально-политическая реальность, как решения власти связаны с действием медиа, как действия активистов отражаются в местном законодательстве, как какие-то индустриальные или экологические процессы связаны с миграцией, — пояснила Анна Биткина. — Все эти процессы, с одной стороны, рассматриваются локально, но задача симпозиума показать, что в нашей глобальной реальности они происходят и в других географиях. А, с другой стороны, это платформа для солидаризации точек зрения экспертов разных областей. Когда мы собираем знания, их становится больше, а наш вызов становится сильнее».

Мадина Тлостанова.

Симпозиум объединит представителей художественного и академического знания. Например, одной из его участниц станет профессор постколониального феминизма отделения гендерных исследований Линчёпингского Университета в Швеции Мадина Тлостанова. Свой доклад она посвятит «планетарному кризису и способам изменения будущего».

Художница Сюзан Шуппли (Великобритания), которая занимается «последствиями экологических травм», представит проект «Учась у льда». Для неё лёд — и твёрдая форма воды, и маркёр климатических изменений, и неотъемлемая часть ритуалов и обрядов народов Севера.

Фото Сьюзан Шуппли, сделанное в исследовательской поездке в рамках проекта «Участь у льда».

Финская художница из Нью-Йорка Терике Хаапойя на симпозиуме будет отстаивать права животных.

«Всё законодательство о правах животных направлено, по сути, на права человека, — прокомментировала Анна Биткина. — А художница рассматривает вопросы, связанные с правами животных и вообще «не людей» — всех живых организмов, — и объединяет их в такой музей Других. Она настраивает оптику людей на то, как они не включают в свою жизнь потребности других живых организмов, заставляя задуматься о том, как мы можем построить будущее, не пронизанное насилием. Этому проекту предшествовал проект «Музей истории скота». Терике Хаапойя обратила внимание на то, что коровы сопровождали человека на протяжении всей истории человечества, и дала им право голоса как равноправным участникам нашей жизни».

Терике Хаапойя, «Музей не-человечества», фрагмент выставочной инсталляции.

Что касается отказа от насилия, то это тоже одна из глобальных целей симпозиума. На нём понятие «экология» будет употребляться в широком смысле.

«Мы будем говорить не только об экологии в прямом понимании, но об экологии отношений и политических процессов, затронем позицию Арктики в международных отношениях, когда она рассматривается как источник, от которого все что-то берут, но который ничего не получает взамен, — отметила Мария Вейц. — Не получает даже элементарной сохранности экологии, природы и вообще географии. Мы будем говорить о колониальных и доколониальных подходах в искусстве, о том, как работают художники на Севере и как складываются отношения между разными художественными системами».

17 ноября Арктический институт совместно Анкоридж музеем Аляски проведёт онлайн-семинар «Новоархангельск и неизвестные истории Арктики».

«Новоархангельск — это ещё одна из многочисленных нерасказанных историй, — подчеркнула Екатерина Шарова. — В 2016, когда на первый форум приезжал представитель Анкоридж музея, мы впервые узнали про город Ситка, который в бытность свою Новоархангельском был столицей Русской Америки, а до появления белых был населён тлинкитами. Потом на форуме «Арктические рубежи» мы встретились с директором музея Юлией Деккер и договорились о совместном проекте. В этом семинаре будет участвовать художник Николай Галанин. Несмотря на то, что по всей видимости у него есть русские корни, он себя позиционирует как тлингит. С Архангельском он себя никогда не связывал, он вообще против колонизации, за то, чтобы снести памятник Александру Баранову. Ещё одна поразительная история: в окрестностях Ситки до сих пор живут старообрядцы — люди, которые говорят на диалекте, на котором говорит моя мама».

Центр дикой природы в Тромсё. Иллюстрация к семинару «Арктика. Экология пространства».

Также во время форума, в рамках семинара «Арктика. Экология пространства», состоятся премьеры трёх фильмов о северонорвежской архитектуре.

«Это продолжение проекта, связанного с темой форума-2017 «Медленная культура», — пояснила Екатерина Шарова. — Она выросла из наблюдения за процессами, которые происходили в городе: строительством шоппинг-центров и другими изменениями. Всё, что нас окружает, придумано дизайнерами, и от того, насколько в самом начале цикла создания продукта заложена возможность его переработать, будет зависеть, насколько экосистема существования продукта функционирует. Об этом мы говорили на форуме в 2017 году, ещё до истории с Шиесом».