35media.ru

Череповецкий дебаркадер: что делать и кто виноват?

Дела давно минувших дней

Дебаркадер в районе Соборной горки Череповца был построен в 1955 году. На сегодняшний день его можно назвать памятником эпохи. Ведь таких речных вокзалов на всем Поволжье остались единицы.  Тогда – в 2011 году — речной вокзал преобразился снаружи. Нужно было вложить крупную сумму денег  для того, что бы он стал красивым и внутри.

В 2018 году дебаркадер гордо красуется в числе десяти самых интересных туристических мест в Череповце. Такой рейтинг опубликовал в своём Инстаграме государственный музей Эрмитаж. С пометкой: «важная историческая точка промышленно-торгового пути между севером и югом. Сейчас пристань «Череповец» сохраняет дух уходящей эпохи».

В реальности вместе с эпохой, похоже, уходит и сама пристань. В небытие. Везде ржавое железо, покосившееся ограждение. Попасть внутрь невозможно — частная собственность. При этом череповчане помнят этот вокзал совсем другим.

Евгений Ефремов, житель г. Череповца: "Здесь наверху были хорошие кафе. И на первом этаже были пассажиры, которые брали билеты. Рейсов было очень много. Рейсы были и на обычных теплоходах, и на скоростных судах. Сам вокзал снаружи не кажется большим, а внутри было большое помещение, торжественное такое, я бы сказал».

«На Череповецкой пассажирской пристани речного порта я работала с 1971 года кассиром, — вспоминает череповчанка  Раиса Мальцева. — Тогда через нашу пристань шел большой пассажиропоток, ведь личные автомашины были лишь у немногих горожан, поэтому добирались теплоходами. Было 4 кассы по продаже билетов, и такие очереди всегда стояли! На дебаркадере было целое хозяйство: и багажное отделение, и детская комната, и ресторан «Поплавок», и буфет. Популярностью пользовались местные маршруты в Рощино, Гавино, Степаново, до Турцева, в Неверов Бор, в Межное, и всегда много пассажиров было на маршруте Череповец — Ярославль. Но уже более 10 лет теплоходы «Заря» не ходят».

«Череповецкая пассажирская пристань имела свой флот, — вспоминает бывший капитан речного флота Вениамин Мальцев. — У нас были 4 «Зари», ходившие на расстояния до 100 километров, «Ракеты» ходили до Талиц на Белом озере, «Метеоры», ходившие на расстояние до 300 — 400 километров до Девятин на Ковже. Многие помнят «МО-116», в народе их называли «мошками», «ПС» на линии Череповец — дачи. Теплоходы «Заря» ходили до Гоши, Южка, Владимировки, и всегда были набиты битком. Помню, однажды я не посадил женщину, так как уже не было мест, а она оказалась третьим секретарем Первомайского райкома партии, и мне потом выговор дали. В Череповце, в отличие от других городов, речной порт долго сохранялся. На дебаркадере были специалисты, которые следили за ним, ведь отсеки в трюмах нужно все время проверять, все поддерживать в исправном состоянии».

Случай — типичный для водных пристаней по всей стране: дебаркадеры большинства городов либо пустуют, либо сданы в аренду под рестораны и магазины, либо разрушились. Причина — эволюция транспорта: с ростом числа личных автомобилей резко сократился спрос на пригородные речные линии и пассажирские речные перевозки. Транзитное пассажирское судоходство закончилось, а речным туристам двухэтажные вокзалы-пристани ни к чему.

Речные вокзалы закончили свой век и уходят в последнее плавание. Но это не значит, что само здание дебаркадера не нужно сохранять. Наоборот, в Череповце, как и в других городах, деревянная пристань является украшением реки,  ей можно придать некий охранный статус, например, объекта культурного наследия.  Можно – если не потерять время.

Реставрация двух дебаркадеров началась еще летом  2011 года: оба ремонтировали, красили — и на новой набережной они должны были функционировать как исторические объекты и как пункты обслуживания. Один из дебаркадеров планировали подготовить к сентябрю. Речные ворота города должны были начать принимать любые транзитные теплоходы, даже самые большие — четырехпалубные.

Выцветшая краска, потрескавшиеся балки перил и отсутствие противопожарных систем на речном вокзале — остались в прошлом. К сентябрю на них провели косметический ремонт, заменили трубопроводы, полностью поменяли систему электроснабжения. Стиль сооружения решили не менять. Дизайн у речного вокзала уникальный. Чем-то напоминает стиль, в котором выполнена усадьба Гальских. Стоящие друг напротив друга, два этих объекта были некими маяками, которые встречают и провожают проходящие корабли.

С 1 марта 2002 года из ОАО «Череповецкий порт» подразделение, занимавшееся ранее пассажирскими перевозками, выделено в самостоятельное ООО «Череповецкий пассажирский порт». Этому подразделению передан пассажирский флот, причалы, дебаркадеры. В дальнейшем они перешли в собственность судовладельца из Вологды Александра Желтова.

В июле 2012 года начались разговоры о новой набережной в Череповце.  В 2013 году планировали начать строительство. Свою помощь в благоустройстве набережной предложил частный бизнес.  Александр Желтов предложил организовать интерактивный музей (на месте слияния двух рек, так называемой стрелке, установить теплоход «Заря» и крылатое судно «Ракета») и зоны отдыха на набережной.

— Мы готовы сделать это на свои средства, — сказал тогда Александр Желтов.

Корпус дебаркадера был заменен полностью, и при умелом использовании он прослужил бы еще около полувека. Рассматривался еще один вариант использования дебаркадера — обустройство в нем ресторана.

Но всего этого так и не случилось

22 марта 2017 года дебаркадер частично затонул в пассажирском порту Череповца.  Из-за низкого уровня воды дебаркадер накренился и черпнул воды. Людей в момент происшествия на дебаркадере не было.

Судьбу тонущего дебаркадера обсуждали на экстренном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям.  Вердикт — находиться на этом судне опасно. Дебаркадер давно не проходил технический осмотр и обязательную процедуру освидетельствования на экологическую безопасность. Значит, речной порт представляет большую угрозу для окружающей среды, уверяли специалисты.

Александр Сизьмин, главный инженер Череповецкого района водных путей и судоходства филиала ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» тогда так охарактеризовал ситуацию:  «Техническое состояние дебаркадеров — пальцем проткнуть можно. Это безответственность человека».

Хозяин дебаркадера Александр Желтов на совещание не явился — сказал, что заболел. Тем временем деятельность судовладельца сильно заинтересовала специалистов различных ведомств.

Геннадий Бодня, помощник Вологодского транспортного прокурора: «Ими постоянно производятся нарушения действующего законодательства. Возбуждено порядка 40 дел об административном правонарушении, штрафов на три миллиона рублей плюс возбуждено уголовное дело в отношение Желтова как директора порта».

По решению суда Александр Желтов еще в 2014 году должен был убрать этот дебаркадер. Судно сдвинули всего на двести метров, но вскоре плавсредство вернулось на свое место.

Не сошлись в цене

Маргарита Полунина, заместитель мэра г. Череповца в 2018 году сказала: "В настоящее время неисполнение судебных решений об освобождении акватории в районе Соборной горки собственником находящихся там судов, в том числе и дебаркадеров тормозит развитие этой территории. И со своей стороны мы, конечно, понимаем, что данные дебаркадеры, наверное, являются исторически значимыми объектами для жителей города и гостей. Конечно, хотелось бы их в каком-то виде сохранить".

Город предлагал владельцу выкупить речной вокзал. Предприниматель запросил слишком большие для города деньги. Сам Александр Желтов утверждал, что никаких переговоров на тему продажи вокзала не было.

Александр Желтов, владелец речного вокзала: «Было всё в плачевном состоянии. Даже в советское время пассажирский флот дотировался государством. Нас никто не датирует. Все эти годы сами живём».

СМИ не раз писали, что Желтов был оштрафован на 3 миллиона рублей за ненадлежащее содержание дебаркадера. Известно, что город пытался выкупить у руководителя ООО «Череповецкий пассажирский порт» Желтова здание, но договориться с предпринимателем о цене мэрия не смогла.

28 марта 2019 года череповецкие дебаркадеры выставили на торги судебные приставы.  20 апреля речной вокзал вернулся  в муниципальную собственность.  Сумма сделки не раскрывалась, но, по неофициальным данным, пассажирский дебаркадер обошелся городу в два миллиона рублей.

Покупателем стал город, точнее — Муниципальное учреждение «Водоканал» — указали в службе судебных приставов. Сам Желтов не согласился с результатами торгов, отмечая, что предприятие-должник не является собственником дебаркадеров.

Плавучий вокзал будут ремонтировать

Этой новостью гремел весь город. Время шло, а дебаркадер все тонул.  В мэрии журналистам говорили, что отремонтируют не только плавучий вокзал, но и причальную стенку, которая также разрушалась. Из речного вокзала планировали сделать гостиницей или рестораном.

Но 16 декабря 2019 на Соборной горке затонул один из трех пришвартованных дебаркадеров речного вокзала. Спасатели пытались поднять плавучее ранее здание, но ничего сделать не удалось — дебаркадер опустился на грунт.

Все это время Александр Желтов в суде оспаривал передачу дебаркадеров городу. Прошло не одно судебное заседание. «Водоканал» не мог вступить в права собственности и начать ремонтировать дебаркадеры.

10 января 2020 года договор купли-продажи дебаркадера в Череповце признали действительным.

Речной вокзал: лечить или на вскрытие?

Спасатели провели подводное обследование затонувшего дебаркадера. Выводы были неутешительные. Состояние соседнего, с надписью «Череповец», чуть лучше, но и там «пациент скорее мертв, чем жив».

Члены городского общественного совета сошлись во мнении, что затонувший дебаркадер восстанавливать не имеет смысла, а вот у второго еще есть шанс получить новую жизнь.

Специалисты из Санкт-Петербурга, которые осматривали затонувший дебаркадер, заявили, что готовы его поднять. Комиссия решила так и поступить. После этого дебаркадер должны были оттащить на мелководье, еще раз обследовать и принять окончательное решение.

Мэр Череповца Вадим Германов успокоил всех — при любом исходе без дебаркадера город не останется:

«Первому заместителю Дмитрию Лаврову поручено проработать с заводами-изготовителями вопрос строительства такого же нового дебаркадера, сколько это стоит и каковы сроки изготовления. Также необходимо обсудить с бизнесом, есть ли желающие открыть там ресторан или гостиницу».

Директор МУП «Водоканал» Сергей Ильин привел статистику, согласно которой подобные плавсредства тонут в России регулярно. Единственный город, где этого не происходит, — Москва. Там еще восемь лет назад была принята программа по утилизации старых дебаркадеров из-за того, что они представляют опасность. В том числе для экологии.

16 апреля 2020  года дебаркадер ушел под воду. Об этом сообщил мэр города  Вадим Германов.

«Фирма из Санкт-Петербурга, которая взялась за эту задачу, подняла десятки затопленных судов. Однако работа с череповецким речным вокзалом оказалась сложнее, чем предполагалось, — прокомментировал мэр. - Сегодня в процессе подъема верхняя надстройка сместилась в сторону берега, срезала тоннели, через которые откачивали воду, и ушла под воду. Специалисты опасаются, что фатальные повреждения получил и дебаркадер, стоящий рядом».

Поднять его так, чтобы он не разрушился, так и не смогли. Конструкция затонула из-за смещения центра тяжести — надводная деревянная часть стала двигаться в сторону берега.  Дебаркадер разобрали.

На протяжении многих лет череповецкий дебаркадер был никому не нужен, потому и пошел ко дну — на этом сходятся как эксперты, так и простые горожане. Посмотреть на уходящую историю стали приходить горожане. И многим дебаркадер подарил сувениры на память.

«Будет создана комиссия из специалистов для обследования большого дебаркадера с целью принятия решения о дальнейшем его использовании, — рассказала «Речи» пресс-секретарь МУП «Водоканал» (на балансе предприятия находятся дебаркадеры) Ольга Сторожева. — Старые дебаркадеры строились по иным принципам, нежели существуют сейчас. Сегодня требования к подобным конструкциям другие, например, сильно ужесточены требования в части пожарной безопасности. Комиссия оценит, возможно ли реконструировать дебаркадер и во что это выльется».

Накануне на своей странице Вконтакте Вадим Германов поделился грустной новостью:

«Если бы мы снимали фильм про все попытки дебаркадеров утонуть, он бы мог получить 11 Оскаров. Речные ворота, доведенные до ручки местным бизнесменом, с завидной регулярностью пытаются повторить судьбу «Титаника». Сегодня самый большой дебаркадер в очередной раз пытался пойти ко дну. Насосы, откачивающие воду из трюмов, не справлялись и конструкция начала оседать. Ключевую роль в спасательной операции сыграл экскаватор, стоявший на Соборной горке. Рабочие отшвартовали речной вокзал, а строительная техника успела переместить его на мелководье – там он хотя бы не утонет. Печальное зрелище и пример того, как бизнес может относиться к истории города».