35media.ru

Более 141 миллиона рублей перевели вологжане мошенникам: почему люди верят звонкам из псевдобанков?

Сотни миллионов рублей, навязчивые звонки, разные истории. Мошенники наживаются на доверчивых гражданах. Интернет и новейшие гаджеты становятся не источником информации, а поводом обратиться в полицию.

«Звонки мне поступают уже как месяцев 5 – 6. Все время с разных номеров телефона. Как правило, звонят якобы сотрудники банков, то пытаются подтвердить кредит, то сообщают о каких-то подозрительных операциях по счетам. Говорят убедительно, знают все персональные данные: адрес, телефон, ФИО, некоторые даже паспортные данные готовы назвать. Пока удается отстоять свои сбережения. Но уже несколько раз, когда мошенники понимали, что их так сказать «раскусили», еще и ненормативную лексику использовали. Настроение, конечно, портит такое общение», — рассказала Алена, 30 лет.

Страдает не только настроение, но и кошелек. Если раньше стоило опасаться визита мошенников в дом, то сейчас все чаще остаться без крупной суммы денег можно и за «закрытыми дверями». Всего один телефонный звонок может лишить вас всех сбережений.

«Мошенники позвонили на прошлой неделе. Сказали, что с моей карты произошло списание в другом городе. Мне постоянно дети рассказывают о том, какие схемы мошенничеств существуют, как людей разводят. И вот, я засомневался, а вдруг — нет? Начал разговаривать, спросил, с какой конкретно карты. Потому что у меня их 3. И на одной из карт больше миллиона — поэтому, с какой списали? Я слышал, как на том конце провода человек дар речи потерял. И он ответил глупо: „Вот, с той, на которой больше миллиона“. Разве так отвечают работники банка? Я начал глумиться, прикинулся дураком, мол, давайте, что же делать, куда бежать? Мне долгую инструкцию давали, грамотно так говорили. Я потом сказал: „Ребята, не стыдно вот так людей разводить? Найдите нормальную себе работу“. А он меня послал на три буквы и положил трубку», — рассказал череповецкий предприниматель Сергей, 60 лет.

И хорошо, когда разоблачить мошенников удается. Но не редки случаи, когда люди лишаются всех денег. 7,5 миллионов рублей — это рекордная сумма, которую удалось получить мошенникам дистанционным способом со счетов череповчанки.

Ежедневно граждане безвозвратно переводят десятки тысяч. Во многих случаях владельцы банковских карт добровольно сообщают все данные злоумышленникам.  О том, что их обманули, чаще всего понимают, когда дело уже сделано.

Таких истории в полиции могут рассказать сотни. Дистанционные мошенничества с банковскими картами сегодня выходят на первый план. Резкий рост таких преступлений произошел еще во второй половине прошлого года.

С начала этого года жители Вологодской области уже перевели мошенникам более 141 миллиона рублей. Жертвами обмана стали порядка 2000 человек. Среди них и Ирина.

«Мне поступил звонок из банка. Мне сообщили, что якобы от моего имени была сделана заявка на получение кредита. Объяснила, что никакой заявки не оформляла. Оператор успел выяснить, что у меня есть карта в другом банке. Пообещал передать туда информацию. На том и попрощались, а через полчаса раздался еще один звонок. Сразу начал очень доверительный разговор. Вот так как-то загипнотизировал, что у меня даже мысли не возникло о том, что это мошенники. Я вот даже сама, не ведая, не думая, назвала все свои данные, своей банковской карты. Со счета списали 8000 рублей», — вспоминает Ирина.

Доверительный тон, обращение по имени отчеству, разговор, который максимально приближен по форме к банковскому. Даже номера телефонов практически идентичны с кредитными учреждениями, а порой и точь-в-точь такие.  В арсенале мошенников масса уловок.

«Мошенники звонят гражданам, предупреждают их о транзакциях. Люди верят. Здесь нужно понимать, что мошенники готовились к этому разговору, вы к этому разговору не готовы. Получается, что вы заняты своими делами какими-то, на работе, в вечернее время уставшие, вы берёте трубку и слушаете, что вам говорят. Мошенник готов к этому разговору, он вас подсадил, можно сказать, на крючок и дальше продолжает вами руководить», — Екатерина Кубышкина, сотрудник пресс-службы УМВД по г. Череповцу.

Сегодня подобные преступления – это хорошо поставленный бизнес. Думать, что жертвой мошенников становятся исключительно пожилые или финансово малограмотные люди  - иллюзия. Охотников за деньгами не интересует ни статус, ни профессия, ни возраст. Они не ищут конкретного человека.  Страхи – вот главное оружие.

Юрий Афанасьев, врач-психиатр: «Страх — хороший мотиватор, но плохой помощник. Вот это выражение часто употребляем. То есть, задача мошенника вывести нас из психологически комфортного состояния. В эмоциональном состоянии отключается самое главное — это разум. Эмоции -плохой советчик. И вот как раз, задача мошенников погрузить нас в эти эмоциональные качели.  Основных страхов не так много – за родных, здоровье и финансы. Вокруг них и строятся основные мошеннические схемы. Ловко и быстро оперируют терминами, владеют вот методами, как раз, вывода из этого эмоционального равновесия. Они четко и правильно выбирают время, когда мы наиболее уязвимы – это часы пик, либо утреннее, либо вечернее время. Надо понимать, что против нас работает четко налаженный криминальный бизнес».

Заявления от потерпевших сейчас принимаются ежедневно. У следователя в производстве одновременно может находиться до 15 подобных дел. При этом расследовать их крайне сложно. Мошенники чаще всего находятся в другом регионе или даже стране. Поэтому только на запросы уходит много времени.

Вернуть деньги, если вы сами сообщили мошенникам все пароли и явки, будет практически невозможно. Это показывает опыт. Процент раскрываемости по дистанционным мошенничеством крайне низкий, признаются полицейские. Незаконные схемы позволяют мошенникам быть всегда на шаг впереди, поэтому помочь может только бдительность.

«Буквально вчера — звонок. «Здравствуйте, Галина, я такой-то такой-то, сотрудник „Сбербанка“. С вашей карты произведено списание денежных средств. Я говорю — нет, не произведено. А он — а переводы делали сейчас какие-то? Покупки совершали? Я говорю, да, чупа-чупс внучке купила, карту в руках держу. Он мне давай на уши вешать лапшу свою, что мне нужно все в банкомате снять и куда-то положить. Я говорю — а ничего, что в таких случаях карту просто блокируют? Мошенник говорит — нет, надо снять. А я говорю — ну хорошо, а я вот хочу заблокировать свою карту. Потеряла ее только что. Заблокируйте? Он замялся, говорит — позвоните по номеру телефону, сотруднику банка. Я говорю — а вы кто тогда? Какой номер у вас добавочный? И все, трубку бросили», — поделилась своей историей Галина.

Подобные истории всегда будут со счастливым концом, если соблюдать несколько простых правил. Важно помнить, сотрудник банка никогда не будет звонить сам  и сообщать о сомнительных операциях и блокировке карты, тем более спрашивать пароли и коды, максимум предложат кредит. Блокировка сомнительных операций возможна, правда узнает владелец пластика об этом, когда не сможет снять деньги в банкомате или оплатить услугу, но тут уже самому придётся звонить и выяснять.

«Самый простой совет, кто бы вам не звонил насчёт финансовых составляющих — это повесить трубку. Если на вас начинают оказывать давление – берите паузу. Задача преступника вас держать в эмоциональном дисбалансе. Положили трубку, подождали 3 −5 минут, перезвонили в банк. В итоге – сбереги свои деньги», - Юрий Афанасьев, врач-психиатр.