35media.ru

Почему в вологодский лен нас одевает Китай?

В не столь далеком прошлом лен выращивали в большинстве хозяйств Вологодской области. Сегодня это «дорогое удовольствие» могут себе позволить только крупные сельхозпредприятия. Капризная погода, дорогостоящая техника, длительные сроки сбора и нехватка рабочих рук – основные проблемы, которые обозначили журналисту «Голоса Череповца» сельхозпроизводители, занимающиеся выращиванием льна.

Из технологической цепочки выпало важное звено: льноволокно, которое получают вологодские аграрии, раньше поступало на местные льнокомбинаты, а сейчас идет на сбыт в другие регионы и за границу. Для того чтобы российский лен мог конкурировать с мировыми брендами, необходима долгосрочная государственная программа поддержки.

Поселок вокруг завода. В советские времена льняные поля были во многих колхозах в окрестностях Череповца. Сейчас его выращивают в одном хозяйстве – СХПК «Батран», куда и отправились на прошлой неделе журналисты «Голоса…».

Для начала мы решили ознакомиться с историей становления и развития Батранского льнозавода. В этом нам помогла краеведческая работа ученицы Домозеровской средней школы Ольги Медведевой «Батранский льнозавод вчера, сегодня, завтра».

Материалы предоставила руководитель музея Батранской школы Любовь Белова. Вехи становления и развития льноводства в отдельно взятом хозяйстве иллюстрируют картину расцвета и упадка отрасли в целом, поэтому позволим себе остановиться на этом вопросе подробнее.

Решение о строительстве Батранского льнозавода, второго в Мяксинском районе, было принято 1 ноября 1931 года на заседании президиума райисполкома. Строительство шло тяжело, не хватало рабочих рук, лошадей. Но оно было завершено в 1932 году, а два года спустя в новом двухэтажном деревянном здании было установлено оборудование для переработки льна, электрический движок, в 1935-м предприятие дало первую продукцию. На производстве было занято около 60 человек.

В 1936 году для рабочих была построена баня, с момента строительства завода работала столовая. Завод продолжал работу и во время Великой Отечественной войны.

В 50-е годы на льнозаводе трудится уже около 100 человек, работа организована в две смены. За год перерабатывается до 2 400 тонн льнотресты.

В то время директором был Александр Петрович Лоцманов. Все работники отзываются о нем с большой благодарностью. При нем была дисциплина, порядок, хорошие зарплаты. Александр Петрович хорошо знал работу, болел душой за дело. Дом директора стоял рядом с проходной, и Лоцманов мог по звуку определить, что на заводе не все в порядке, и прибегал в цех в любое время суток.

Подробности в материале.