35media.ru

Несколько десятков вееров прошлых эпох привезли из Москвы в Вологду

Несколько десятков вееров прошлых эпох привезли в региональный центр из столицы. Первая совместная выставка Вологодского и Московского музеев-заповедников покажет зрителям работы французских, английских и голландских мастеров. Но в экспозиции представлены не только веера. Почти 200 уникальных предметов, каждый со своей историей.

В конце XIX века с таким веером одна богатая знатная дама ходила в церковь на самые важные события в жизни, например, крещение ребенка. Сейчас работа французской фирмы Duvelleroy — украшение коллекции Московского музея-заповедника. На два месяца экспозицию привезли в Вологду.

Наталья Боева, заведующая музеем кружева: «Здесь представлены веера из коллекции Московского объединенного музея-заповедника. Веера эти датируются концом XVIII-XIX века. Изделия из Франции, Англии, Голландии известных мастеров того времени».

Всего в коллекции 80 вееров, вологжанам покажут 40. Название экспозиции запоминающееся: «Я освежаю, я охлаждаю, я могу хранить секреты». И действительно, этот аксессуар мог рассказать о хозяйке многое – ее художественные, эстетические пристрастия и даже политические взгляды.

Надежда Астафьева, хранитель вееров Московского государственного объединенного музея-заповедника (г. Москва): «В XVIII веке веер воспринимался как книга. Его можно было читать. Выход аристократки в свет был не мыслим без веера. Над изготовлением веера трудился большой коллектив. Это резчики по кости, кружевницы, вышивальщицы, мастера по коже, пергаменту, лучшие художники расписывали веера. И сюжеты брались из станковой живописи – это библейские, мифологические».

С течением времени отношение к вееру менялось, как и его внешний вид. Например, эти — небольшие и изящные, но со своим секретами.

Надежда Астафьева, хранитель вееров Московского государственного объединенного музея-заповедника (г. Москва): «Вы видите такие прозрачные окошечки, через которые можно было подглядывать за происходящим, поэтому — «Мадам Бесцеремонная».

Свое имя этим веерам дала Катрин Юбшер. Бывшая прачка стала придворной дамой, но своим бесцеремонным привычкам не изменила. Кроме вееров в музее кружева — вещи, без которых те эпохи представить невозможно – вечерние платья, мужской жилет, — к слову, его носили ещё до французской революции, — картины, подсвечники и даже мебель.

Есть и экспонаты, который представил Вологодский музей. Например, есть подзор. Раньше такие кружевные изделия пришивались к простыням, чтобы украсить спальное место. Конкретно эту работу музею подарили. Выставляется впервые. Специалисты говорят, что вещь уникальная, эрмитажного уровня.

Отличается вышивка — она более сложного уровня, а вместо привычных цветов или геометрических рисунков, мастерица создала целый сюжет. На подзоре — замки и кареты, запряженные лошадьми. Рассмотреть все детали, которыми насыщенна экспозиция, вологжане могут до 27 сентября.