35media.ru

Работы Феодосия Бочкова реставрируют в Вологде к 120-летию художника

Реставрация полотен вологодского художника Феодосия Бочкова завершается в областной столице. В руки специалистов из фонда картинной галереи передали шесть работ. Необходимо было устранить деформации и восстановить цвет авторской живописи.

«Он же тихонько то писать не может, у него энергия просто плескала через край, вот такая натура была».

Смелая и интенсивная штриховка — одна из главных особенностей графических работ художника Феодосия Бочкова. О творчестве мастера с большим интересом рассказывает главный хранитель вологодской картинной галереи — Любовь Соснина. Своему делу она служит уже почти полвека. Рассказывает, изучая его творчество она заметила, что даже живя в Москве своей связи с Вологдой  живописец никогда не терял.

Любовь Соснина,  главный хранитель Вологодской областной картинной галереи: «Осев там, уже у него дети появляются. Приходит война, он все равно приезжает в Вологду, участвует в выставках вологодских художников».

Его творческий путь начался в 20-е годы прошлого века. В своих графических работах мастер изображал вологодские улицы, портреты друзей и родственников. В полотнах отражается история страны: послереволюционный период, военные и послевоенные годы. В фондах хранятся и десятки живописных произведений. В картинную галерею все они поступили много лет назад в дар от сыновей мастера. В этом году к 120-летию со дня рождения известного земляка его несколько картин и рисунков реставрируют.

«Эта картина — она была деформирована, то есть здесь были выпуклости  в нижней части».

Натюрморт «Цветы в бело-синей вазе» почти готов. Осталось доработать тонировку и покрыть картину лаком. Произведения восстанавливают в вологодском филиале реставрационного центра имени Игоря Грабаря.

Василий Соснин, заведующий вологодским филиалом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря: «Не при всех учреждениях культуры созданы и существуют реставрационные отделы с необходимым набором специалистов. Мы давние и надежные партнёры Вологодской картинной галереи».

Сначала специалисты делают фотофиксацию, чтобы исследовать полотно. Только после начинается реставрация. На столе — снимки, палитра с красками, лупа — она нужна, чтобы детально рассмотреть поврежденные участки. По словам Маргариты Печигиной, иногда даже приходится пользоваться микроскопом.

Маргарита Печигина, художник-реставратор масляной живописи: «Допустим, вот на этой картине, были вот утраты красочного слоя до грунта. На одном участке сначала подводится грунт, то есть он изготавливается из рыбьего клея, смешанного с мелом — это подводится вровень с авторским слоем. И только потом накладывается краска».

Все картины поступили без подрамников, поэтому специалистам предстоит прикрепить деревянные каркасы. По словам реставраторов, художник писал картины быстро — размеры полотен небольшие и четких границ живописи нет. Феодосий Бочков не стремился придать работам завершенный вид.

«В процессе реставрации не нужно дописывать вот эти участки потому что это авторская задумка».

В течение недели реставраторам останется сделать последние штрихи. По словам ценителей творчества Феодосия Бочкова, восстановление полотен в преддверии 120-летия мастера — важное событие для сохранения памяти об уникальном вологодском художнике.