35media.ru

Краевед Эльвира Риммер: «Всё время в историю подмешивается ещё и политический вопрос»

Череповец отмечает праздник. Помимо Дня независимости России горожане отметят День открытия города. О том, как появился этот праздник и что такое открытие города, расскажет историк и краевед Эльвира Риммер.

— День открытия города имеет длительную историю. Череповец был признан городом в 1777 году по Указу императрицы Екатерины Великой от 4 ноября 1777 года. Город тогда был небольшой, 537 жителей. Но, читая о других городах, я обнаружила, что это был не самый маленький город. Кроме того, он стоял на великом пути, будущем Мариинском водном пути, который был задуман ещё Петром I. Так что он находился на большой реке, а в те времена развивались только те города, которые находились на стратегически и экономически важных реках, как Шексна. Городу вроде бы жить, развиваться, но тут умирает Екатерина II, с которой связана легенда о проезжавшей императрице. Но потом я обнаружила, что такие легенды есть чуть ли не во всех городах и сёлах. Однако она всё-таки дала название городу, была в Воскресенском монастыре, потом отправилась в ближайшее к нему село Федосьево. Пока ехали, якобы, под полоз саней попал череп овцы и Екатерина II воскликнула: «Видимо, быть здесь городу Череповцу». Я пришла на работу в музей в 1969 году и прочитала много лекций уже за годы работы и выяснила, что горожане знают именно эту версию возникновения города. Как свидетельствую древние документы, например, «Повесть временных лет», на Белоозере сидит племя весь, а берега реки Шексны и всё, что рядом с ними, в прошлом это было Белозерье. Как считал краевед Павел Дмитриевич Федотов, слободка Череповец была известна ещё в XII веке. В общем, название города учёные связывают с финно-угорским племенем весь и чере – рыба, по — гора. То есть племя весь на рыбьей горе. Вот такая история. Если возвращаться к XVIII веку, Екатерина II в 1796 году умирает, императором становится её сын Павел I. С ним у неё были очень напряжённые отношения. Он решает закрыть действие многих её реформ, провести свои и предлагает новгородскому губернатору Николаю Петровичу Архарову представить ему план. Он предоставил ему список из десяти городов, но Череповец в него не вошёл. Череповец решили упразднить, отнять у него Череповецкий уезд и отдать его тем, кем он изначально был составлен, в основном Устюженскому уезду. Купцам и мещанам предлагалось приписаться к другим городам, ликвидировав свои торги, а всем, кто не согласен, вернуться в их первобытные состояния, то есть стать крестьянами. Естественно, никто не хотел снова становиться крепостным. Сначала собрались купцы и мещане и решили, что они будут поселением и будут содержать ратушу. Это тоже предлагалось в Указе Павла I, что если бывшие города захотят остаться посадом, то они могут открыть ратушу, которая должна вершить суд над населением. Кроме того, надо следить за правильностью торговли. Мещане и купцы решили, что сами будут содержать и оплачивать ратушу, платить чиновникам, лишь бы никуда не уезжать. Всё это отправили в Новгород, утвердили, дошло снова до Павла I, говорят, что даже появился Указ, что Череповец остаётся посадом. Спустя какое-то время из Новгорода снова пришла бумага, что Череповец не может оставаться посадом. Жители все вместе собрались, составили приговор, выбрали делегацию во главе с Ефимом Красильниковым, — а он мещанином в те времена был – и отправили в Москву, к Архарову, который на тот момент был генерал-губернатором Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерний. Архаров их принял и даже одобрил прошение, Череповцу разрешили остаться посадом. Пять лет после этого Череповец был посадом. Потом опять переменилась власть. Александр I решил восстановить все бабушкины законы, и дошла опять очередь до Череповца, что надо опять восстанавливать город. Тем более, опять возникла проблема со строительство Мариинской водной системы, нужны были торговые пристани, а Череповец как раз занимал удобное положение. Так что решили город восстановить в правах. Императором Александром I в апреле был издан Указ, а 10 июня дошёл до Череповца. И вот какое-то время каждый год 10 июня состоялось празднование Дня открытия города.

— Достаточно долго День города отмечался осенью, когда холодно и не устроишь народные гулянья. А День города в понимании всех горожан – это праздник, когда можно выйти на улицу и всем вместе отметить. Как появилась эта идея и насколько она хороша?

— Я помню, в 1977 году очень широко отмечалось 200-летие со дня рождения Череповца. Потом перестройка, какое-то время после 77-го года по-моему не отмечали, потом опять к истории появился интерес и 4 ноября снова стали отмечать день рождения города. Каждый раз возникала проблема, что очень холодно. А вообще я помню, как-то Лаврову Леониду Валентиновичу, — он тогда был начальником управления культуры, — говорю: «Положено вообще-то отмечать 15 ноября. Потому что мы же отмечаем день рождения Милютина, Верещагина по новому стилю. И если вести отсчёт по новому стилю, то это получается 15 ноября». А мне Лавров тогда со смехом и сказал: «Да ну Вас, молчите, 15 ноября ещё холоднее будет». Потом мне всё время предлагали найти какую-то дату, чтобы можно было летом отмечать, когда тепло, но ещё не все люди уехали на дачу. Всем музеем мы искали дату, у всех разные были предложения, я уцепилась за дату Дня открытия города.

— А вот такой вот финно-угорский след в истории города уже закрепившийся?

— Как считают учёные, краеведы, единой точки происхождения названия нет. Это предположения. Я вспоминаю советское время, когда я была экскурсоводом, в Череповец приезжали разные важные делегации, как правило, меня приглашали проводить экскурсии. Я помню, довольно часто к нам ездили финны и вот на Соборной горке я завожу речь про происхождение названия города, про финно-угорское племя весь и слышу от секретаря горкома партии: «Да не говорите Вы про эту Вашу весь, а то ещё подумают финны, что это их территория». То есть всё время в историю подмешивается ещё и политический вопрос. Искали также славянскую точку зрения, мы же славяне, а тут финны. И в итоге в нашем педагогическом институте был такой учёный Александр Иванович Ященко, он писал диссертацию и в ней был раздел о происхождении названия нашего города. Он посмеялся над этой финно-угорской точкой зрения и предложил такое толкование: череп – возвышенное место, а весь у славян – это поселение, деревня. То есть в данном случае получается, что это поселение на возвышенном месте. Мне кажется, что это было сделано в угоду политике. Лично я склоняюсь в пользу финно-угорского происхождения названия. Племя весь было, о нём написано в «Повести временных лет». Это племя потеснили славяне, очень любят говорить о мирном завоевании этой территории, что весь – племя миролюбивое, отошло в леса, болота.

— Политический вопрос мы не обойдём, особенно в День независимости России. Я бы хотел знать Вашу точку зрения. Сейчас активно обсуждаются поправки в Конституцию. Одна из них ставит культуру в ряд основных ценностей государства. Стоит ли так закреплять понимание культуры в основном законе?

— Я считаю, что стоит. Это то, чем мы известны в мире – своей историей, своей культурой, великими людьми.