Образование уже не требуется при трудоустройстве?

«Забудьте все, чему вас учили в институте/училище/школе», — эту фразу из лексикона работодателей слышали многие. Начальник говорит ее не из вредности и вовсе не от ненависти к образованию. Как всякому практику, ему гораздо важнее, чтобы работник научился продавать калоши и не забывал запирать склад, чем его знания о росте продаж резиновой обуви в Южной Америке.

Способности, ответственность и даже особенности характера сотрудника становятся для работодателя важнее диплома, аттестата и прочих корочек. Крупнейший интернет-рекрутер HeadHunter объявил, что планирует удалить графу «Образование» из формы резюме на своем сайте, еще раньше на такой шаг решился сервис по поиску работы Superjob.

Представители агентств по трудоустройству говорят о мировой тенденции к снижению ценности образования. Безусловно, остаются сферы, в которых без образования никуда: медицина, наукоемкие производства, строительство и другие. Бесспорно, синий (а еще лучше красный) диплом дает некоторое преимущество при трудоустройстве, но, по словам экспертов, больше не является обязательным и определяющим.

Гораздо важнее таланты работника, его обучаемость, инициативность и деловой подход. Как ни странно, знания, особенно полученные в вузах с громким именем, нередко мешают молодому специалисту проявить себя на рабочем месте, создают у него ложное представление о собственной значимости и умениях, толкают вступать в споры с руководством, оспаривая его компетентность. А потому — забудь институтские знания. Или забудь о работе.

В итоге филологи возглавляют отделы в банке, обскакав в конкурентной борьбе дипломированных экономистов, а математики становятся руководителями домов культуры. И это давно никого не удивляет. Почитайте биографии самых успешных и богатых — о затяжной учебе и коллекционировании дипломов в них почти не пишут. Гораздо чаще — «начинал курьером, присматривался, попробовал, рискнул».

Что же будет с высшим образованием при таких тенденциях? Думаю, волноваться не стоит, вузы выживут. Педагоги факультета, на котором учился я, говорили нам, что университетская среда совершенствует и воспитывает человека. Даже двоечника и прогульщика.

Сергей Виноградов, редактор газеты «Речь»