Осужден пожизненно: Жарков решил, что может получить 300 млн рублей
Три года назад Вологодский областной суд приговорил Сергея Жаркова к пожизненному лишению свободы. Череповчанин был признан виновным в совершении нескольких тяжких преступлений, включая убийство женщины и ребенка в их квартире в доме за Шексной. Жарков подал иск в суд на нашу газету и областную прокуратуру за статью (апрель 2017 года), в которой он был назван преступником и убийцей. По мнению истца, информация в публикации опорочила его честь и достоинство. И нанесла моральные страдания (!) ему и его матери и жене. В суде череповчанин смог озвучить свои претензии лично — заседание проходило в формате видео-конференц-связи.
Весточка из колонииСтоит отметить, что корреспонденцию от Сергея Жаркова мы получаем не впервые. Так, в редакцию уже приходило письмо — заявление о досудебном урегулировании спора, в котором Жарков предлагал газете «добровольно выплатить компенсацию морального вреда в сумме 3 млн рублей». «Ваша газета, — писал тогда Жарков, — уничтожила мои права и свободы, мою честь и достоинство». Также мы получили копию его жалобы уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой о внесении представления в Верховный суд о пересмотре приговора Вологодского областного суда в отношении Жаркова.
В этот раз, подав исковое заявление, Жарков ходатайствовал о том, чтобы лично участвовать в рассмотрении своего иска. Его требование было удовлетворено. Против присутствия журналистов и фотосъемки Жарков не возражал. Посредством видео-конференц-связи истец общался с судом.
Вероятно, в огороженное железными прутьями помещение, где он отвечал на вопросы суда, Жаркова привели прямо с работы. Он сетовал, что не успел подготовиться, что ему нужно взять бумаги…
Во время заседания Жарков нервно расхаживал по клетке, периодически ручкой что-то записывал у себя на ладони. Свои исковые требования он подтвердил в полном объеме.
Предметом претензии стала статья в «Голосе Череповца» от 4 апреля 2017 года под заголовком «Вплоть до пожизненного: уголовное дело Сергея Жаркова, совершившего двойное убийство на улице Монтклер в Череповце, скоро рассмотрит областной суд».
Отметим, что «ГЧ» подробно рассказывал о расследовании резонансного преступления. Конкретно в этой публикации речь идет о том, что расследование завершено, обвинительное заключение утверждено и материалы дела направлены для рассмотрения в Вологодский областной суд. В статье, в частности, есть ссылка на соответствующую информацию прокуратуры Вологодской области, поэтому и ответчиками Жарков посчитал и редакцию, и прокуратуру.
«Напала с ножом»Жарков пишет, что в материале, где была размещена его фотография, указано, что он насильник, убийца, что он совершил преступление. По мнению истца, это является нарушением его конституционных прав и свобод, а также «клеветой» и «пытками», поскольку эти определения были даны еще до вынесения Жаркову приговора. «Истец, его родные и близкие испытали чувство унижения, несправедливости, разочарования, подавленности, беспокойства, страха», — говорится в решении Череповецкого городского суда, рассматривавшего исковое заявление Жаркова.
Само исковое заявление написано от руки, оно насчитывает 23 страницы (с обеих сторон) формата А4. В нем Жарков умно цитирует статьи различных законов — от Конституции РФ до Международного пакта о гражданских политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Жарков по пунктам перечисляет нарушенные (по его мнению) права. Приведем несколько цитат: «Газета «Голос Череповца», издав обжалуемую мной статью, совершила в отношении меня и моей семьи преступление»; «По сути, газета «Голос Череповца» и прокуратура Вологодской области, помимо пыток, совершили в отношении меня преступление — клевета, фальсификация уголовного дела». Жарков, к слову, пишет, что в публикации не была отражена его позиция, и расшифровывает, что именно он имеет в виду: «скрыли от людей, что само убийство произошло после того, как потерпевшая напала на меня с ножом».
Истец оценил причиненный ему и его близким — матери и бывшей супруге — моральный ущерб в 300 млн рублей (по 150 млн с редакции и прокуратуры). Жарков также просил суд обязать ответчиков опубликовать опровержение и принести извинения ему и его близким. И конечно же, в многостраничном исковом заявлении нет ни строчки о том, что Жарков раскаивается в совершении преступлений или хотя бы приносит извинения родным и близким женщины и ее сына, которых он жестоко убил.
Закон не нарушилиСуд разъяснил, что с точки зрения закона является порочащими сведениями: содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни и т. д. Не соответствующие действительности сведения — это утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
«Приговором Вологодского областного суда от 11 мая 2017 года признаны установленными те факты, которые изложены в оспариваемых истцом публикациях», — говорится в решении Череповецкого городского суда.
Суд не нашел оснований для удовлетворения требования истца:
«Ответчики, излагая в опубликованных статьях обстоятельства, которые подтверждены вступившим в законную силу приговором суда, действовали в пределах действующего законодательства, реализуя свое право на свободу слова, гарантированное Конституцией РФ, не нарушая при этом предусмотренное ч. 1 ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; не сообщали через СМИ сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство истца, так как изложили точку зрения, отличающуюся от точки зрения истца, опираясь на имевшие место факты».
Кроме того, истцом был нарушен срок исковой давности. Согласно Гражданскому кодексу (ст. 152 п. 10), срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в СМИ, составляет 1 год со дня их опубликования. Исковое заявление было написано Жарковым в декабре 2019 года, то есть спустя 2,5 года после выхода статьи в печать.
«Исковые требования Жаркова о признании сведений не соответствующими действительности, компенсации морального вреда, возложении обязанности принести извинения оставить без удовлетворения», — резюмировал суд.
Приговор оставлен без изменения
Приговором Вологодского областного суда от 11 мая 2017 года Жарков был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями:
— разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере;
— насильственные действия сексуального характера, соединенные с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам;
— изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;кража;
— разбой, совершенный с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;
— убийство двух или более лиц из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом.
Жаркову было назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы. Он, к слову, приговор обжаловал, но апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам от 24 августа 2017 года приговор был оставлен без изменения.
Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»