Череповчанка рассказывает в сети о традиционной крестьянской кухне, народных промыслах и сказках

Научный сотрудник усадьбы Гальских и педагог этнографической студии «Матица» Елена Беляева уже полтора месяца ведет трансляции на своей странице «ВКонтакте». Они собирают тысячи просмотров — и среди детей, и среди взрослых.

Обе моих работы связаны с детьми и народной культурой. На карантине я решила, что нужно обратить внимание и на детей, которые сидят дома, и на их родителей. Иногда бывает так, что дети интересуются и занимаются традиционной народной культурой, а родители довольно скептично к этому относятся или не понимают, или знания их не так глубоки. Я поняла, что трансляции нужно делать направленными не только на детскую аудиторию, но и на взрослую, давать более серьезный материал. В конце каждого видео я стараюсь давать мастер-классы, чтобы лучше закрепить пройденный материал.

С конца марта я выпускаю видео каждую неделю. Мы поговорили об истории воинства, истории религии, о традиционной выпечке — пекли жаворонки на праздник Сороки, о росписи и о многом другом. Два дня назад я рассказывала о прялках — о мифологии прялок, их истории. Если одна тема кому-то не зашла, то обязательно будет интересна следующая.

В «личку» мне приходит много положительных отзывов. Мы привыкли к тому, что приходим в музей, и нам рассказывают об экспонатах с прикладной точки зрения: это стул, на нем сидят, это стол, за ним едят. А более глубокого рассказа нет. Я недавно в видео говорила о русских сказках, об их семантике, ведь любая сказка — это изначально миф. И если восстановить этот миф, то можно узнать символы, скрытые в сказке. После трансляции мне писали взрослые: надо же, эту сказку знаю с детства, а не думал, что там так много смыслов заложено.

С видео мне помогает сестра. К сожалению, для качественных видео не хватает технического оснащения — уже шестую трансляцию подряд я прошу у кого-нибудь стабилизатор для камеры, потому что она дергается. Из техники единственное, что у меня есть, это телефон. Так как сидим на самоизоляции — из того, что есть под рукой, и делаем видео.

Сейчас в студию «Матица» ходит 180 детей; но в городе, кроме нас, еще две студии, куда ходит около 100 детей. В усадьбу на
уроки по фольклору и народным промыслам каждый месяц приходит около 50 классов из городских школ. Чаще всего новые ученики к нам приходят благодаря сарафанному радио. Когда я работала на «Канале 12», ко мне стали приходить дети сотрудников. В одну из моих групп ходит шесть сестер — родных и двоюродных.

Родители понимают, что, когда отдаешь ребенка на танцы, он занимается только танцами, на лепку — он учится только лепке; а фольклор очень многогранен. У нас ребенок и поет, и пляшет, и шьет себе костюм, и играет на музыкальных инструментах, лепит и готовит.

Я сама окончила фольклорную студию «Матица», ходила туда шесть лет и так там и осталась. Многие мои знания — из выездов в фольклорные экспедиции. В экспедиции с нами ездят и дети, они меняются, когда со старшим поколением разговаривают, получают новый опыт.

Сама я больше всего люблю народную роспись, пусть она у меня и не так хорошо получается, как хотелось бы. Люблю устный фольклор — былички, колыбельные. Моей дочери почти год, я пою ей народные колыбельные — и еще ни разу не повторялась с песней.

Алена Сеничева