Череповецкие храмы с трудом находят деньги в период пандемии

Тем не менее церковная жизнь в Череповце идет. Совершаются службы, продолжается строительство воскресной школы храма преподобного Сергия Радонежского. Ведутся онлайн-занятия в школах. У церкви появляются новые прихожане, заинтересовавшиеся православием после интернет-трансляций богослужений.

На дистанции
Храмы Череповца по-прежнему открыты для прихожан. Однако в связи с пандемией, чтобы противодействовать распространению коронавируса, патриарх Кирилл призвал верующих не посещать храмы, а оставаться дома и молиться. Тем не менее небольшое количество православных череповчан продолжают посещать службы. Но с соблюдением мер предосторожности. В частности, в храмах верующие стоят на безопасном расстоянии друг от друга — 1,5 — 2 метра. Определить дистанцию им помогает специальная разметка, нанесенная на полу. Также верующие носят маски, а помещения храмов и священные атрибуты обрабатываются дезинфицирующим раствором.

Добавим, что решение властей, касающееся обязательной самоизоляции граждан старше 65 лет, коснулось и православных служителей. В последние годы в России произошло значительное омоложение священников. Тем не менее в Череповце есть двое пожилых батюшек, которые сейчас в самоизоляции. Впрочем, от веры самоизолироваться невозможно, если она истинная, поэтому они ведут дома так называемое келейное служение. Молятся, удаленно общаются с прихожанами.

Чем платить за «коммуналку»?
Резкое уменьшение количества верующих привело к тому, что существенно сократились пожертвования храмам. Как рассказал нам священник кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия протоиерей Алексей Алин, пожертвования верующих являются единственным источником существования Русской православной церкви:

— Пандемия привела к значительному ухудшению экономической ситуации в стране, коснулось это и Церкви, в частности храмов Череповца и Череповецкой епархии. Храмы и монастыри живут приношениями и пожертвованиями от верующих за иконы, свечи, подачу записок, совершение определенных служб и так далее. Эти деньги идут на коммунальные платежи, поддержку помещений в надлежащем состоянии, заработную плату священникам, персоналу. Так как люди физически отсутствуют в храмах, пожертвований практически нет. Тем более у людей сейчас другие приоритеты. Они экономят. Деньги у них в основном идут на питание, а оставшееся, если есть, откладывается. Людей смущает неизвестность, непонимание того, когда они начнут нормально работать, зарабатывать.

Хотя Алексей Алин не говорил об этом прямо, но экономическая ситуация в РПЦ плачевна. Патриарх Кирилл обратился к состоятельным прихожанам с просьбой помочь Церкви:

— Но как вера без любви не приносит человеку никакой пользы, так и христианское сострадание должно иметь зримые плоды. А потому я обратился к людям состоятельным и благорасположенным к Церкви со смиренной просьбой оказать материальную поддержку нашим священнослужителям. И благодарение Господу — мои мольбы были услышаны. Конечно, может быть, это не изменит радикально ситуацию, но каждый из нас должен сегодня делать то, что в его силах.
Также есть информация, что патриарх Кирилл обратился к федеральным властям с просьбой «рассмотреть вопрос о предоставлении религиозным организациям отсрочки оплаты коммунальных платежей на срок до отмены ограничительных мер и возобновления полноценной работы церквей и монастырей».

По нашим данным, ряд череповецких храмов испытывают сложности со сбором необходимых сумм на оплату коммунальных услуг.

«Пандемия — это испытание»
Распространено мнение, что все священники купаются в роскоши. Есть и такие, но их немного. Одно дело, когда храм расположен в центральном районе Москвы, где богатые прихожане, а другое — когда в глубинке, там речь идет о выживании священника и его семьи. Как рассказал нам отец Алексей Алин, череповецкие священники ведут средний образ жизни:

— Они не бедствуют, но и в роскоши не купаются. Обычные квартиры, обычные машины. Ничего особенного. Я не знаю ни одного священника, который бы купался в деньгах.

— Как отразился кризис на священниках Череповца в плане личных доходов?

— Из того, что я знаю, пандемия сказалась на всех. Но, скажем так, держимся. Понимаете, самим священникам много и не надо. Взять ту же еду. Не следует думать, что служители церкви питаются деликатесами. Священники непритязательны в пище. Но у многих есть семьи и очень большие, пожилые родители на попечении. Приходится экономить. Но вот что я хочу вам сказать по поводу нынешней ситуации. Пандемия — это испытание. Все-таки мы получаем то руководство, которое заслуживаем. Если человечество развращено, то, естественно, получаем такую жизнь, как сейчас: болезни, печали, времена, когда брат на брата. Все это было предсказано. Та якобы свобода, что нам дали, это не свобода, а возможность безнаказанно грешить. Пришло наказание. И это надо понять, принести покаяние.

Верующих станет больше
Как это ни странно, но пандемия открывает перед Русской православной церковью новые горизонты. Карантинные ограничения дали священникам возможность активнее заниматься миссионерской деятельностью, с использованием интернет-ресурсов. Оказавшись в самоизоляции, многие люди заинтересовались православной верой. Причем среди них немало тех, кто никогда в храме не был и с православием если и был знаком, то только понаслышке. Стали набирать популярность блоги священников в различных социальных сетях. В них можно получить ответы на вопросы, посоветоваться и так далее. И опять же, эти блоги пополняются людьми, только идущими к православию.

Безусловно, когда пандемия пойдет на спад, часть новых верующих придет в храм. Но большой вопрос, останутся они в нем, вернутся к онлайн-богослужениям или снова отойдут от веры. Одно дело смотреть службу лежа на диване, а другое — выстоять ее в переполненном храме. И увидят ли новые прихожане то, что хотели, чего ждали? И тут главную роль должны сыграть священники. Их дело объяснить, что вера хотя одна и та же, но храм — это одно, онлайн-служба — другое, а переписка со священником в блоге — третье.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»