35media.ru

Что заставляет людей верить дистанционным мошенникам?

Во время самоизоляции активизировались дистанционные мошенники. Они придумывают всё новые способы, чтобы обмануть граждан и забрать их деньги. О том, как обезопасить свои деньги и имущество от злоумышленников, расскажут заместитель начальника следственного управления УМВД России по Череповцу, полковник полиции Ольга Коноплева и начальник отделения по раскрытию мошенничеств и преступлений, совершенных дистанционным способом ОУР УМВД, капитан полиции Сергей Булыгин.

— Ольга Николаевна, расскажите, какие сегодня самые распространённые способы мошенничества?

— Бесконтактный – это самый динамично развивающийся способ. За четыре месяца 2020 года только по нашему городу произошло около 300 подобных историй. Вариантов мошенничеств очень много. В основном речь идёт об обмане граждан через телефонные звонки и интернет. Например, покупка товара онлайн. Увидев товар по привлекательной цене, граждане пытаются купить его, но не проверяют информацию о продавце. Также в полицию поступают заявления от граждан, которые стали жертвами мошенничеств через социальные сети. Мошенники взламывают страницу пользователя и рассылают сообщения с просьбой одолжить денег всем, кто находится в друзьях. Самый распространённый способ – это звонки от мнимых сотрудников службы безопасности банков.

— Сергей Александрович, если я сейчас у Вас попрошу денег, Вы же мне не дадите, так как мы не знакомы. Но когда звонит человек, мы почему-то с лёгкостью даём пин-коды и переводим деньги. Какими психологическими методами пользуются мошенники чаще всего? Как им противостоять?

— Чаще всего это выбор такого времени для звонка, когда граждане находятся на работе, заняты своими делами и им некогда разговаривать. И когда они слышат информацию о том, что с их банковских карт производится списание денег, они продолжают беседу, несмотря на занятость. Много где в интернете граждане публикуют данные о себе. Если мошенники обращаются к человеку по имени и отчеству, уже срабатывает механизм доверия.

— Это наша безалаберность – всё выкладывать в соцсети или всё-таки вопрос в том, что наши персональные данные утекают из банковских структур?

— Банковские данные подлежат утечке, этого исключать нельзя. Но опять же есть и доля вины людей. То есть нельзя использовать банковскую карту, условно говоря, где-то в укромном углу. Есть определённые устройства, которые считывают данные карты, и этим могут воспользоваться злоумышленники.

— Существует такой стереотип, что самые уязвимые люди – это пожилые. Так ли это на самом деле?

— Есть определённый тип преступлений, который рассчитан на такую возрастную группу. Опять же могут позвонить людям преклонного возраста и попросить их сходить до банкомата, но не каждый это может сделать, на это рассчитывать не стоит. Тут проще позвонить более молодым людям, так как они быстрей сходят до банкомата и переведут деньги. Конечно, чаще страдают люди всё-таки пожилые. Но поддаются на уловки и работники социальных сфер, иных организаций города. Например, в начале мая женщина переводила свои сбережения через терминал, пока не закрылся торговый центр, в котором она совершала операции. В прошлом году женщина 1959 года рождения с июля по сентябрь перевела мошенникам более семи миллионов рублей.

— Что двигает людьми? Как это объясняют жертвы мошенников?

— Если это действия по блокировке банковской карты, говорят, что их убедили, называя по имени, называя последние совершённые операции. Хотя в разговоре часто именно эту информацию и спрашивают мошенники у жертвы.

— В чём сложность борьбы с телефонными мошенниками?

— Развиваются возможности, развивается банковский сектор. Если раньше мы пользовались сберегательными книжками, то сейчас есть счета и банковские карты, которые позволяют выводить деньги за секунды. Опять же сим-карт большое количество, появление IP-телефонии.

— Есть ли смысл запоминать номер телефона, с которого звонил мошенник, чтобы написать заявление в полицию?

— Для написания заявления конечно необходимо будет знать номер, с которого звонили.

— Что грозит за дистанционные мошенничества?

— Здесь всё зависит от причинённого ущерба и от обстоятельств дела. За совершения тяжкого преступления максимальная санкция – до десяти лет лишения свободы.

— Пару лет назад был популярный вид мошенничества, когда звонили от имени родственников, сообщали, что сын или дочь попали в тяжёлую ситуацию и просили денег. Стало ли сейчас меньше таких мошенничеств?

— Именно с данного вида мошенничеств всё начиналось в Череповце. Это был самый популярный обман. Последнее такое мошенничество было совершено в августе 2017 года. Возможно, случаи были, но в полицию никто не обращался.

— Мы постоянно говорим о том, что не нужно доверять незнакомцам. Но люди всё равно попадаются на уловки. Какие меры профилактики нужно использовать, чтобы это имело результат?

— Самый действенный способ – не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров. Если всё-таки диалог завязался, и человек понимает, что общается не с сотрудником банка, нужно сразу положить трубку. Даже если вы взяли трубку и поняли, что это сотрудник банка, мошенник, какой угодно незнакомец, просто сбрасывайте звонок. Злоумышленник звонит подготовленный, вы – нет. Так что не стоит даже начинать разговор.

— Существует ещё такой вид мошенничества, как продажа товаров по завышенной цене. Это могут быть мнимые газовики, водопроводчики, установка окон, соцработник. Как бороться с ними?

— Не всегда это заканчивается только продажей товара по завышенной цене. Данный вид преступления может перейти в грабёж. Не нужно незнакомых людей пускать к себе в дом, даже если они выглядят как работники спецслужб. В таком случае лучше обратиться в организацию, сотрудником которой представляется человек, и уточнить, действительно ли это их сотрудник. В любом случае нужно удостовериться. Также не стоит верить объявления на подъезде о проведении каких-то работ. Потому что это также могут быть мошенники. Опять же нужно позвонить в организацию, например в управляющую компании, и уточнить, действительно ли будут проводиться работы.