35media.ru

Наталья Ким и Роман Фомин рассказали о планах радиостанции «Трансмит»

Редактор программ Наталья Ким и программный директор «Радио-Трансмит» Роман Фомин стали гостями очередного выпуска программы «Перекресток» на «Канале 12».

— Ровно за неделю до профессионального праздника (день радио 7 мая) «Трансмит» празднует свой день рождения. В этом году исполнилось 26 лет. Роман, Вы один из корифеев этого радио. Расскажите, с чего все начиналось?

Р.Ф.: Ну да, мы уже работаем 26 лет, и я уже 26 лет работаю на радио, большую часть своей сознательной жизни. Началось все в 1994-ом году, когда вообще ни одной музыкальной FM-радиостанции не было. Я в те времена работал на дискотеках, но мечтал работать на радио, потому что, когда на дискотеке включаешь музыку – люди либо танцуют, либо не танцуют. А там можно включать разную музыку. Я мечтал, но радиостанций в России вообще не было. И вдруг мне звонят и говорят: «Открывается в Череповце станция». И я пришел, понял, что это мое, с тех пор остался.

— Наташа, как твоя началась радийная жизнь?

Н.К.: Можно сказать, немножко случайно. Я не ходила как многие звезды театра и кино с подружкой, я сама пришла. 15 лет назад я услышала объявление. Я пришла после зачета, сессия, а тут большущая очередь, больше 100 человек было на кастинге. Что-то меня попросили записать, то ли прогноз погоды, то ли какую-то новость озвучить, я уже не помню. Что-то я озвучила в микрофон и подумала: «Ну и ладно!» Через неделю позвонили. С того момента все и началось.

— Вы скучаете по радио того времени?

Р.Ф.: Я да, очень.

Н.К.: Да, даже 15 лет назад радио было другим. Было больше свободы.

— Сегодня коллеги друг друга поздравляют и пишут в соцсетях, что раньше диджея можно было узнать по его музыкальной подборке.

Р.Ф.: Потому что каждый приходил и брал те диски, которые ему хотелось поставить для слушателей.

— Кстати, Роман, почему сейчас такого нет? Что изменилось в жизни радио с того времени?

Р.Ф.: Большой перелом произошел в 2000-ом году. До этого у нас было одна-две-три радиостанции в области, и мы не конкурировали вообще. А потом начался вал других радиостанций. И до 2000-го года мы работали по так называемой американской схеме, когда ведущий приходит в эфир и начинается его шоу. Я сам проработал 6 лет в эфире. И вот, ты на протяжении 5 часов ставишь ту музыку, которую хотел показать, говоришь, никаких ограничений не было, кроме своих моральных. Но когда пришло много радиостанций, нам пришлось выбирать формат, заполнять свою нишу. Мы перешли на европейскую систему радиовещания, которая существует с 1980-ых годов в Западной Европе. Поэтому нам нужно жестко сегментировать: какая музыка будет в эфире, сколько будет ведущий разговаривать, когда он выходит, когда прогноз погоды. По сути, получился уже поток. Если бы не было потока, мы бы просто уже не выжили, потому что я знаю примеры станций, которые оставались в том формате 90-ых,их сейчас уже не существует.

— Радио «Трансмит» сейчас – оно для кого? Оно чье? Кстати, это радиостанция уже единственная в области, которая на самопрограммировании, автономный продукт.

Р.Ф.: Трансмит отличается от других радиостанций тем, что мы работаем сразу на всю область. Поэтому нам приходится держать такой формат, чтобы нравиться всем. Но то, что мы существуем, доказывает, что мы успешно с этим справляемся. Мы единственная областная станция, которая имеет свой формат. Таких станций не больше 20-30 в стране осталось.

— Давайте сегментируем аудиторию. Для кого?

Р.Ф.: Мы для взрослых людей, средний возраст 35 лет. Люди, которые уже имеют свой жизненный ориентир, знают, что им от жизни нужно. Соответственно, мы и программы и музыку даем именно под этот возраст. То есть народ, который не совсем остался в прошлом, который хочет немножко черпать современности. У нас плейлисты таким образом и построены, музыка девяностых, нулевых и современная музыка, которая похожа, опять же, на девяностые.

— Кто решает, какая песня будет играть? Кто подбирает музыку?

Р.Ф.: Общую политику определяю я, но песни выбираем мы худсоветом. Это самый оптимальный вариант, чтобы избежать вкусовщины, пустячковости и так далее. Нас человек 12-13, я каждую неделю отсматриваю хит-парады ведущих радиостанций страны, выбираем те песни, которые они крутят, и я предлагаю эти песни на прослушивание худсовета. Если песня набирает большинство голосов, мы ее запускаем в эфир.

— Местным исполнителям есть место в эфире?

Р.Ф.: Да, конечно. Кстати, очень хороший проект «Слушай своих», он выходит ежедневно, не взирая на праздники, выходные. Каждый день в 12:30 и в 21:30 в этой рубрике звучат песни местных авторов, исполнителей, композиторов и так далее. Уровень музыкантов – на высоте. Если бы их продвигать на столичные радиостанции, я думаю, что они там тоже занимали бы строчки в чартах.

— С музыкой понятно. А с программами? Наталья, здесь тоже интересный момент, когда нужно сочетать и музыкальное и программное вещания, чтобы угодить такой широкой публике.

Н.К.: На самом деле, у нас достаточно сложная задача – конкурировать со столичными радиостанциями, у которых значительно больше ресурсов, в том числе и финансовых, и быть понятными разным районам, разным населенным пунктам Вологодской области. Она у нас очень большая по территории, в каждом районе есть свои особенности, свой ритм жизни. Где-то он побыстрее, где-то помедленнее. Хочется что-то разнообразное давать. Мы пока используем по старинке звонки в студию, плюс у нас появились социальные ресурсы, мы еще развиваемся и там, чтобы зацепить аудиторию, которая начинает свой день не с кофе и не с радиоприемника, а с ленты новостей. Поэтому у нас плавно сейчас проекты перетекают из эфира в соцсети и обратно. Они сопряжены, чтобы максимальный охват получился в итоге. Контент должен быть понятным. Это какие-то жизненные темы, фильмы, музыка. Это интерактив, сообщения, приветы. У нас есть одна рубрика, которую несколько раз мы хотели убрать из эфира, но не дают это делать люди. Есть такое негласное правило – не трогай то, что хорошо работает. Пока эта рубрика работает хорошо, пока у нас заявки на 3 недели вперед, она остается в эфире. Идей очень много, но мы не все реализуем, какие-то еще держатся в столе. Потому что то, что уже востребовано в Европе и на Западе, до нас еще не дошло. Нам есть, куда расти, наш слушатель к этому еще пока не готов. Может быть, у нас еще и инструментов технических для этого нет. Все впереди. Интернет сделал нас ближе к нашим слушателям. Есть ряд приложения, радио можно услышать во всем мире.

— Последнее время начинают хоронить СМИ, газеты, телевидение, радио. Как мы сейчас существуем?

Н.К.: Я считаю, что ничто нас не убьет. Онлайн радиостанции существовали еще 10 лет тому назад. Это был тренд, каждый студент мог создать свое радио «на коленке», все туда побежали, но это занимало много времени, все оттуда убежали. В чем беда плохого диджея? Он пытается навязать свои вкусы окружающим. Digital – это хороший инструмент.

— Как вы выживаете в борьбе с телевидением?

Р.Ф.: Мы не боремся ни с кем. Яркий пример – когда появились магнитофоны, все сказали, что никто не будет ходить в кинотеатры, но культура кинотеатров осталась. Лет 10 назад мы были на конференции в Стокгольме, посвященной проблемой цифровизации радиостанций и ухода в интернет. Прошло то  время, цифровая ниша захватилась, осталось и FM. Я думаю, это будет продолжаться еще очень долго. Это дополнительные инструменты для нас. FM-радиостанция хороша тем, что у тебя есть радиоприемник, есть антенна, ты подцепился, где угодно. Тебе не нужен трафик.

— Как вы отметили 25-летие в прошлом году?

Н.К.: Долго и весело.

Р.Ф.: Мы объездили всю область с проектом «Битва диджеев», мы устраивали баттлы в разных уголках области, финал провели в Вологде.

Н.К.: Мы разыгрывали призы. У нас были и денежные призы, был радиопроект «Bon Voyage», там мы разыгрывали трековые велосипеды, один для Вологды, один для Череповца. Там был финал большой, было бурно, весело. Ряд проектов мелких у нас прошел. Обычно мы в день рождения где-то на площадке, не только в эфире. В этом году все отменилось из-за эпидемиологической ситуации. Но мы провели в интернете часовую трансляцию в группе «Вконтакте». Этим мы ограничились. Скромнее, но отметили.

— Что ждет «Трансмит» в ближайший год? Что будет меняться? Появятся ли новые голоса?

Р.Ф.: Останется, но будет меняться. Думаю, что в скором времени мы полностью обновим нашу эфирную одежду. У нас будут совершенно новые звуковые отбивки, мы их заказывали в одной из самых известных фирм в России. Слегка изменится музыкальный эфир радиостанции. Мы сейчас проводим тотальную ревизию фонотеки. Сейчас у нас более 4 тысяч треков, нужно их привести в формат 2020-го года.