«Спутник» — онлайн премьера карантина

Продолжаем смотреть онлайн-премьеры. На очереди — нашумевший «Спутник», выпущенный сразу в онлайн. Как связаны Фёдор Бондарчук, Чужой и Большой Ух — читайте в  обзоре.

“Спутник” (2020 г., фантастический триллер, 16 +)

Режиссёр: Егор Абраменко

В главных ролях: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук

СССР, 1983 год. На землю возвращается космический аппарат, но от людей скрывают, что из двух космонавтов живым можно считать только одного. Что произошло на борту, остается загадкой, но факты указывают на то, что космонавты столкнулись с новой формой жизни, и выживший вернулся не совсем один. На засекреченную военную базу, где космонавт Константин Вешняков содержится под строгим контролем и наблюдением, привозят нейрофизиолога Татьяну Климову, чтобы она оценила его состояние.

«Спутник» — тот самый российский фантастический блокбастер, в котором всё работает как надо.

На поиски этого Грааля отправились многие, в том числе Фёдор Бондарчук. Иронично, что его космические фильмы («Обитаемый остров», «Притяжение»), начинаются с крушения корабля, ибо в глазах зрителей, старания режиссёра ждала та же участь. Голливудское мерило беспощадно к отечественным бюджетам.  В «Спутнике» Бондарчук уменьшил масштаб: не режиссёр, а продюсер; не Москва, атакованная пришельцами, но секретная база в Казахской ССР. Пришелец тоже ровно один. Зато какой. Красиво нарисованный Большой Ух с повадками Чужого.

Восхищение объёмными и вручную построенными декорациями «Ностромо» (корабля в «Чужом») также отдаётся эхом и в «Спутнике» с его осязаемыми рычажками, тумблерами, кнопочками и выпуклыми мониторами.  Родство с хрестоматийной лентой Ридли Скотта подтверждает Егор Абраменко, для которого «Спутник» стал полнометражным режиссёрским дебютом. Вместе с оператором Максимом Жуковым — ещё одним талантливым новичком — они покадрово доказывают, что их фильмотека не ограничивается только сэром Ридли.

 

Концовка фильма «Живое», считай начало «Спутника». В «Прибытии» есть упёртая женщина-лингвист, здесь — упёртая женщина-нейрофизиолог в блестящем исполнении Оксаны Акиньшиной. Сам Бондарчук играет более холодную и скользкую версию полковника Куоритча из"Аватара«. Досталось и мировому тренду на радужные 80-е — тут, наоборот, всё мрачно, с поправкой на протокольно-цензурную Систему. Кто-то может сочтёт подобную солянку плагиатом, но каждый заимствованный элемент искусно встроен и подаётся с доброй горстью национального колорита.

И всё же, до универсальной формулы пока далеко. Магистральная идея «Спутника» — светлые и тёмные стороны человеческого героизма — теряется на фоне крепкого герметичного триллера о пришельце-симбионте.  Всё по-прежнему упирается в несгибаемую волю и веру в собственную правоту. Но банальная мысль в пространстве фильма, по-настоящему актуальна для Фёдора Бондарчука и его команды. Упорное стремление создать не бездумный «голливудский ответ», но увлекательное кино, в конце концов привело к «Спутнику». А ещё он стал первым кинотеатральным фильмом в мире, который официально выпустили в онлайн-прокат. Что ещё сказать — просто космос.

Константин Макаров