35media.ru

Советы психолога и опыт родителей: как пережить карантин с пользой для семьи

Все семьи, находящиеся в самоизоляции, сейчас проходят трудное испытание на прочность. Дети на дистанционном обучении, мама на «удаленке», папа временно без работы — и круглыми сутками вместе, в четырех стенах. Стресс! «Адаптироваться к такой ситуации сложно, но можно, и многие уже адаптировались», — считает педагог-психолог детского сада № 109 «Кузнечик» Екатерина Александрова. Если же вы чувствуете, что карантин разрушает психологический климат в вашей семье, прислушайтесь к советам специалиста.
 
1. Контролировать свое эмоциональное состояние.
— Вашу панику «поймают» дети, и в итоге возникнет тревожная нервозная обстановка. Как контролировать свои эмоции? Нужно останавливаться на своих ощущениях, определить, что именно вы сейчас испытываете: страх, злость, обиду… Скажем, повысили голос на ребенка — остановитесь, прислушайтесь к себе: вы злитесь именно оттого, что он раскидал книги, или оттого, что устали жить в замкнутом пространстве, давно не виделись с подругами? Тогда на сына можно и не ругаться, а подумать над тем, чем вы можете себе помочь прямо сейчас, чтобы успокоиться.

2. Принять ситуацию.
— Нужно принять ситуацию как факт: да, сейчас тяжелое кризисное время, никогда такого не было, нам тревожно, из-за этого мы паникуем. Когда ситуация внутренне принята, паника стихает. Далее нужно осознать, что мы не можем влиять на ситуацию. Но можем повлиять на самих себя, свое окружение. На ту атмосферу, которую создаем вокруг себя.
 
3. Найти личный способ успокаиваться.
— Это может быть конкретное действие, которое успокаивает лично вас. Не так давно некоторые поспешили в магазин за гречкой. Для них эта покупка была эквивалентом успокоения. Другие отправились в аптеки и, собрав свою домашнюю аптечку, тоже немного успокоились. Третьи ежедневно моют полы и обтирают поверхности, ручки, выключатели дезинфицирующими растворами. Четвертые шьют маски. Если от этого спокойнее, то, пожалуйста, делайте. Все эти действия направлены на нивелирование тревожных состояний.

4 .Оптимизировать поток получаемой информации.
— Не стоит пересматривать подряд все каналы и передачи про коронавирус. Можно взять себе за правило смотреть новости один раз в день, чтобы просто быть в курсе.

5. Ограничить общение с людьми, несущими негатив и панику.
— Если нет возможности исключить это общение (паникуют родственники, близкие друзья), то не включайтесь в него, просто выслушайте собеседника. Ваша задача — не перекладывать и не принимать на себя негатив.

6. Планировать свои действия.
— В создавшейся ситуации никто не может строить далеко идущие планы. Но на короткий период — неделю и даже день — планировать рекомендуется. Это придает надежности, стабильности, упорядочивает процесс и, соответственно, успокаивает.

7 .Соблюдать режим.
Что касается общения с детьми, психолог считает важным соблюдение режима дня:
— У многих он сбился. Сдвинулось время и подъема, и отбоя. И вкупе с тем, что ребенок находится в замкнутом пространстве, это дает дополнительную нагрузку на психику. Режим можно смягчить — подниматься не в шесть утра, а позже. Но в целом его надо соблюдать. Дневной сон для дошкольников тоже необходим. Неправильно думать, что если ребенок не спал днем, то раньше ляжет вечером. Напротив, он переутомится и будет дольше успокаиваться и засыпать.

8 .Сохранить баланс.
— Главное, чтобы ребенок полностью не уходил в гаджеты: телевизор, планшет, компьютер. Подойдет любое творчество: рисование, лепка, изготовление поделок. Ребенку понравится все, лишь бы мама была рядом. Нравится маме рисовать — пожалуйста, рисуйте. На маленьких листах, ватмане. Разными техниками и инструментами. Мама — рукодельница? Навяжите одежды для кукол, салфеток для дома. Если мама любит готовить, то можно устраивать «День пирога», «День блина» и вместе делать начинки. А можно вместе сажать семена на рассаду. То есть нужно выдерживать баланс: и мультики посмотреть, и позаниматься, и поспать.

9. Выпустить пар.
— Обязательно должна быть и физическая активность. Это особенно важно для непоседливых детей. Вот ребенок порисовал, полепил, посмотрел мультик, то есть долгое время он сидел и вы чувствуете, что ему нужен выплеск энергии, — можно включить музыку и дать ему потанцевать, попрыгать. Хорошо, если мама проведет флешмоб, показывая движения, а ребенок будет за ней повторять. Такие активные минутки можно устраивать два-три раза в день. Не ждите, когда ребенок начнет на голове стоять.

Мамин дневник
Специалист по связям с общественностью детского технопарка «Кванториум» Елена Малахова (в недавнем прошлом наша коллега) выработала свои рецепты выживания в самоизоляции. У Елены двое сыновей: Миша (4 года) и Лев (8 лет). На своей странице в соцсети она начала вести некий дневник самоизоляции. Из него мы узнали, что каждый день семьи планируется и наполняется интересными и нужными делами. Вместе с мальчишками Елена и печенье пекла, и скворечник мастерила, и играла.

«Если честно, ничего не успеваю, — пишет мама 31 марта. — Готовим, едим, читаем, пишем, решаем, прыгаем, играем, опять читаем (с боем), шьем, готовим, едим, убираем… Как здорово, что у детей есть дневной сон, тут уж я могу поработать, почитать, сериал посмотреть. А потом опять по программе — все подряд».

Среди прочего Елена придумала способ поощрять детей за выполненные задания: «Сделали мы сегодня «Доску поощрений». Думали маркерами разрисовать, но они высохли, поэтому упростили вариант — до оформления черты между М (Миша) и L (Лева). За хорошее дело прикрепляю напротив имени магнитик. По итогу дня победитель загадывает желание».

 
За неделю мама с сыновьями переделали кучу дел: разобрали игрушки, сшили маски, изготовили броши. А еще Елена постоянно работала и успевала делать уроки со старшим сыном. «Чувствую, что мне необходим шопинг для настроения, но, увы, это нереально, а значит, завтра буду разбирать шкаф… под музыку», — не унывала она.

А вот как прошел выходной Елены: «Воскресенье, 12 апреля. Покой нам только снится… Пропылесосили, погладили, постирали, поменяли постельное белье, видео с детьми сняли и как смогли смонтировали, почитали, порисовали, пошили, полы помыли, поготовили. Отмыли плиту и разобрали балкон. На балконе вымыла окна — высоко, страшновато, но справилась. На балконе организовала чудесное местечко для отдыха, чтения. Обещала детям, что завтра здесь будем завтракать».

— Все не так безоблачно, как может показаться, — говорит Елена. — Поняла, что чем четче составляю план действий на день, тем больше успеваем. Пока я с ними обоими рядом, занимаемся, рисуем, играем — никаких конфликтов не происходит. Иногда мне кажется, что схожу с ума, но я стараюсь смотреть кино или читать (помимо работы), чтоб немного о другом думать. И спасают видеобеседы с подругами. Помимо очевидных минусов в сложившейся ситуации есть плюсы: ощутить работу педагогов и воспитателей и оценить ее сложность, в быту сделать то, что постоянно откладываешь в долгий ящик, понять значимость семьи и друзей.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»